Oxford Medical
 

Гид по разделу:

1 Жизненная гармония
2 Стресс и здоровье
3 Работа и личная жизнь
4 Управляйте временем
5 Критические ситуации

Связанные материалы
Злость, враждебность и агрессивное поведение
Скорбь и оплакивание потери
Борьба со стрессом
Как справиться со стрессом на работе
Насколько счастлив ваш город? (фотогалерея)
Аюрведа
Клиническая психология
Основы психологического воздействия в клинике
Психологичекие отношения "врач-больной"
Клиническая психология в экспертной практике
Организация деятельности клинического психолога


Как улучшить память?

как улучшить память Состояние нашей памяти во многом определяет качество и стиль нашей жизни. Даже если не задумываться об особенностях собственных мыслительных процессов, то слабая память и недостаточное внимание все равно сообщат себе.

Несосредоточенность, неумение работать с крупными объемами информации, необходимость использовать электронные и бумажные носители информации для ведения дел, невозможность оперировать ранее известными данными - это лишь часть будничного дискомфорта для человека со слабой памятью. Как улучшить память, необходимо знать каждому.

Что такое память?

Память - разновидность психических реакций и умственной деятельности, функция которой заключается в сохранении, накоплении и воспроизведении информации. Это, прежде всего, способность сохранять информацию о любых событиях и реакция с целью многократного ее использования для дальнейшей организации деятельности. Таким образом, становится возможным накопление жизненного опыта, знание мироздания, сохранение образов, что затем воспроизводится при надобности.

Данная умственная деятельность является многогранной, сопровождаемой множеством реакций. Запоминание и его результат во многом зависят от того, какая разновидность памяти имела место быть:

  • по смыслу
    • образная - запомнившаяся информация отображается в виде мнемических образов, являющихся результатом работы органов чувств;
    • двигательная - запомнившийся опыт ложится в основу двигательных навыков, как то хождение, писание, любая профессиональная и физическая активность;
    • эмоциональная - основополагающая в запоминании чувств и эмоций, что делает память разных людей сугубо индивидуальной, придает ей личностную окраску;
    • словесно-логичная - делает возможным теоретическое освоение действительности посредством запоминания мыслей, высказываний, самых различных особенностей строения сложного материала
  • по длительности хранения
    • сенсорная - отличается кратчайшим сроком хранения материала, а информация фиксируется анализаторами при наличии установки на то;
    • кратковременная - для запоминания достаточно однократного или крайне недолгого восприятия материала, но полученный результат не может быть использован спустя время;
    • долговременная - результат становится заметным спустя время после запоминания и сохраняется вплоть до длительности всей жизни
  • по содержанию образов
    • эпизодическая - запоминание процессов и событий, будучи их участником, в результате воспринимаются эпизодические моменты;
    • моторная - позволяет в совершенстве воспроизводить моторные функции, двигательную активность организма;
    • визуальная - позволяет фиксировать в воображении зрительные образы и воспроизводить их;
    • топографическая - позволяет ориентироваться в пространстве, идентифицировать знакомый маршрут и в точности следовать ему;
    • семантическая - результатом целенаправленного или бессознательного действия будет смысловые элементы, то есть информация о словах, цифрах, фактах; может сохранятся как на всю жизнь (например, знание о значении определенного слова), так и на определенный промежуток времени.

Структура памяти включает в себя четыре элемента:

  • запоминание - процесс памяти, который обеспечивает закрепление нового материала;
  • сохранение - процесс, обеспечивающий удерживание результатов запоминания в течение длительного времени;
  • воспроизведение - процесс, включающий в себя узнавание объекта путем сравнения прошлого сохраненного опыта с актуальным образом; затем происходит припоминание, то есть активный поиск и добывание из долговременной памяти необходимого материала; реализуется репродукцией человеком эмоционально наполненного образа;
  • забывание - процесс памяти, который приводит к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в долговременной памяти материала; происходит с целью снять груз информации и не допустить перегрузку памяти.

Как работает наша память?

Организация процесса запоминания определяется несколькими принципами, знание которых позволит облегчить запоминание, получив при этом максимально качественных результат:

  • закон интереса - чем интереснее информация для индивида, тем легче происходит ее запоминания;
  • закон деятельности - если в процесс запоминания вовлекать деятельный аспект, то есть применять теорию на практике, запоминание происходит более основательным;
  • закон осмысления - необходимо находить возможность для осмысления и максимально глубокого понимания информации, что зафиксирует ёё максимально долго;
  • закон контекста - ассоциирование информации с уже знакомыми событиями и фактами облегчает процесс ее запоминания;
  • закон края - максимально эффективно запоминается информация, поданная в начале и конце целостного материала;
  • закон повторения - максимально эффективным будет запоминание информации при определенном ее повторении;
  • закон оптимального ряда - если объем запоминаемого ряда не превысит объем кратковременной, он будет легче запомнен и на более длительную перспективу.

память

Соответственно нормальный и достаточно эффективный процесс запоминания возможен при соблюдении следующих приемов:

  • развитое воображение - для облегчения запоминающейся, особенно сухой и монотонной информации, необходимо ассоциировать определенный массив информации с известными понятиями и фактами;
  • движение - противостояние гиподинамии, активный образ жизни и жизнерадостная позиция  позволяет нормализовать сердцебиение и кровообращение, активизировать психические процессы и обеспечить восприятие, воспроизведение и переработку информации;
  • стимулятор запахом - активная деятельность головного мозга реагирует на определенные запахи, что можно использовать накануне ответственного мероприятия;
  • сосредоточенность на процессе - осмысление запоминающейся информации и сосредоточенность на максимальном результате позволяют его добиться;
  • напряжение памяти - понимая, что определенная информация забылась, не нужно использовать подручные средства, как то словарь и интернет, а приложить усилия для самостоятельного вспоминания;
  • тренировки для памяти - это чтение, изучение стихов, иностранных языков и, что интересно, рукоделие (работа с маленькими деталями развивает мыслительные процессы).
  • отказ от зубрежки в пользу повторения - механическое, "дословное" изучение информации отличается кратковременность, еще и сопровождается ее непонимание; вместо этого целесообразно вникнуть в суть материала, а повторять его в течение нескольких дней, например, просто перечитывая.

Режим дня и питание для улучшения памяти

Наши мыслительные способности определяются образом жизни в большей степени, чем может показаться на первый взгляд. Если ранее для того, чтобы улучшить память, рекомендовалось бороться с гиподинамией и вести активный образ жизни, ни в коем случае не лениться, то организация своего дня и рациона питания по своей значимости не уступают умеренным физическим нагрузкам.

Активно работающему изо дня в день мозгу необходимо время на отдых, которое и случается во время сна. К качественному сну выдвигаются следующие требования:

  • он должен составлять 7-8 часов, хотя у каждого человека существуют весьма индивидуальные потребности; тем не менее, ученые придерживаются той точки зрения, что отдыхать до 10 часов в сутки, если того требует организм, допустимо, а до 5-6 часов в день - нежелательно;
  • время сна необходимо рассчитать так, чтобы оно согласовывалось с естественными биоритмами и максимально приходилось на темное время суток, именно тогда в процессе сна восстанавливаются все функциональные способности мозга, в том числе и память
  • за час до сна лучше отказаться от употребления жирной пищи, в просмотре раздражающих деятельность мозга телепередач и в работе за компьютером, так как эти действия сбивают режим восстановления организма;
  • помещение для сна должно быть соответствующим образом подготовлено - немного затемнено, температура воздуха 18-22°С, влажность 40-65%;
  • если в силу определенных обстоятельств не удается выспаться, то не лишним будет  "наверстать упущенное" в ближайшие ночи.

Рацион питания должен включать в себя максимально возможное сочетание полезных для мозговой деятельности продуктов:

  • цельнозерновые продукты - это злаковые отруби, ростки и нешлифованные крупы;
  • орехи и зеленые листовые овощи - источник витамина Е;
  • тыквенные семечки - источник цинка, участвующего в формировании бодрости и крепкой памяти;
  • черника - ее экстракты способствуют восстановлению незначительных объемов информации, подвергнувшихся забыванию;
  • черная смородина - богатый источник витамина С, что необходим, среди всего прочего, и для живости ума;
  • жирная морская рыба (лосось, треска, форель) - содержит полиненасыщенные кислоты омега-3 и омега-6, йод, что полезно и для мозговой деятельности и для здоровья нервной системы;
  • шалфей - в сушеном виде;
  • брокколи - источник витамина К, что необходим для познавательной функции мозга;
  • помидоры - содержит ликопены, мощные антиоксиданты, позволяющие уничтожить свободные радикалы и повреждающиеся клетки, что в переизбытке могут привести к слабоумию.

Как улучшить память с помощью лекарственных препаратов?

Применение медикаментозных средств с целью улучшить свою память необходимо непременно обсудить с невропатологом. Самостоятельный выбор лекарства чреват побочными действиями и нарушениями нервной системы. Такой риск не оправдан, а потому к применению препаратов необходимо обращаться в случае крайней необходимости и после консультации с медицинским специалистом.

На заметку можно взять следующие наименования, каждое из которых должно обсуждаться по отношению к конкретному случаю:

  • Пирацетам - препарат отечественного производства, почему и отличается сравнительно низкой стоимостью; положительно влияет на процессы обмена и кровообращения мозга, стимулирует окислительно-восстановительные процессы, увеличивает утилизацию глюкозы, улучшает регионарный кровоток, увеличивает энергетический потенциал организма при участии АТФ и аденилатциклазы;
  • Ноотропил - зарубежный аналог Пирацетама; улучшает познавательные процессы головного мозга (память, обучаемость, внимание), повышает умственную работоспособность, оказывает положительное воздействие на центральную нервную систему за счет нескольких механизмов действия (улучшение процессов метаболизма нейронов, изменение скорости распространения процесса возбуждения, улучшение микроциркуляции крови);
  • Винпоцетин - более слабый ноотроп, подходящий людям преклонного возраста; улучшает кровоснабжение головного мозга, особенно в зонах ишемии, улучшает переносимость гипоксии клетками мозга, расширяет сосуды головного мозга, в основном за счет уменьшения сопротивления, не влияя на системные параметры;
  • Люцидрил - стимулятор центральной нервной системы, способствует нормализации деятельности нервных клеток и головного мозга.

К побочным действиям выше перечисленных препаратов можно отнести повышенную возбудимость, излишнюю коммуникабельность, незначительную головную боль, расстройства пищеварения, аллергические реакции и прочее, о чем более конкретно необходимо говорить со своим лечащим врачом.

Из самых конвенциональных и безопасных средств для укрепления нервной системы широко популярны витамины группы В, Е, С и магний. Примером такого рода препаратов может быть Ундевит, витамин Е (100 единиц) и шипучий напиток с магнием (растворимые таблетки с 200-300 мг магния).

Как улучшить память с помощью народных средств?

Народная медицина предлагает следующие рецепты для того чтобы улучшить память или в качестве профилактики ее расстройств:

  • клевер - ½-литровую банку соцветий клевера залить ½ литра водки, закупорить, оставить в темном месте на две недели; ежедневно банку необходимо встряхивать; процедить по 1 ст.л. настойки перед сном или после обеда, не более одного раза в день; спустя 3-месячный курс сделать 3-недельный перерыв и возобновить прием еще на 3 месяца;
  • девясил - 1 ст.л. корней девясила залить ½ литра водки, настоять в течение 30 дней; ежедневно банку необходимо встряхивать; настойку принимать 3 раза в день по 1 ст.л. за полчаса до еды в течение одного месяца;
  • красная рябина - 1 ст.л. измельченной коры красной рябины залить ¼ литра кипятка, поставить на медленный огонь и выдержать в течение 10 минут; спустя 6 часов процедить; принимать трижды вдень по 1 ст.л. в течение 3-4 недель;
  • шалфей и мята - по 1 ст.л. листьев шалфея и мяты поместить в термос и залить их 2 стаканами кипятка, термос закрыть; утром процедить; принимать 4 раза в день по 50 мл за полчаса до еды;
  • чеснок - измельчить головку чеснока, залить стаканом растительного масла, настоять в течение 2-3 недель; в процессе применения смешать 1 ч.л. чесночного масла с 1 ч.л. лимонного сока, принимать 3-4 раза в день перед приемами пищи; курс приема должен составлять не более 3 недель.

Данные методы и приемы целесообразны для улучшения мозговой деятельности - памяти и внимания. Однако если расстройства сопровождаются болезненными симптомами, то медлить с визитом к врачу не нужно. Только квалифицированный специалист может определить курс действенной терапии.





Также в разделе: Психические процессы:
  » Речь и язык
  » Заикание у взрослых
  » Внимание
  » Эмоции, чувства, переживания
  » Мышление
  » Восприятие
  » Классификация ощущений
  » Память
  » Представление
  » Ощущения и восприятия