Этапы развития ребенка до 1 года

Обычно дети развиваются от одного этапа к другому. Тем не менее, взросление и приобретение навыков очень индивидуально и у каждого ребенка этот процесс происходит по-своему. Некоторые дети могут прогрессировать в развитии в одном направлении, например языковое развитие, и отставать в другом направлении, например сенсорное и двигательное развитие.

Обычно этапы развития разделяют на пять основных категорий: физическое развитие, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, языковое развитие, а также сенсорное и двигательное развитие.

Рост и физическое развитие

Большинство детей к 1 году:

  • Рост ребенка увеличится приблизительно на 25 см и будет составлять приблизительно 70-80 см. Приблизительно в 9-12 месяцев дети утраивают вес, который был у них при рождении. После года дети медленнее растут и прибавляют в весе. Вы можете посмотреть приблизительные таблицы соответствия роста и веса детей, если перейдете по ссылке: www.cdc.gov/growthcharts.
  • Увеличивается окружность головы (обхват верхней части черепа). У большинства детей ежемесячно череп увеличивается с приблизительной скоростью 0,6 – 1,25 см. Мягкие места на черепе, или родничок, это костные пластины, которые начинают закрываться. Пластины полностью срастутся к 9-18 месяцам.
  • У ребенка все еще «детский вид». Голова ребенка большая по отношению к телу. Животик ребенка выпирает, из-за чего он выглядит пухленьким.
  • У ребенка уже есть несколько зубов. Обычно первыми появляются два верхних и два нижних зуба. Смотрите иллюстрацию Порядок появления зубов у детей

Размышление и аргументирование (когнитивное развитие)

Большинство детей к 1 году:

  • Интересуются всеми предметами и принципом их работы. Ребенок поворачивает ручки, нажимает кнопки, открывает ящики и шкафы.
  • Начинают помнить события, происходящие несколько часов или дней тому назад. Ребенок уже может демонстрировать приобретенные навыки, выполняя простые задания: перетаскивает кубики или радуется, когда Вы говорите о походе в магазин.
  • Могут найти предмет, если видели, как Вы его прятали. Например, если ребенок видит, что Вы накрыли медвежонка одеялом, то он или она могут найти медвежонка, передвинув одеяло.
  • Любят играть в ку-ку.

Эмоциональное и социальное развитие

Большинство детей к 1 году:

  • Общаются в основном с родными и близкими друзьями. Не проявляют интерес к игре с другими детьми. Тем не менее, им нравиться «играть параллельно». Это когда Ваш ребенок играет рядом с другим ребенком, но они не играют между собой.
  • Любит «флиртовать» с родителями и другими окружающими. Дети смеются, улыбаются и стараются привлечь внимание.
  • Начинают понимать, что предметы и люди существуют, даже если их не видно. За долго до того, как это произойдет у детей, может развиться протест против разлуки. Протест разлуки – состояние дискомфорта от того, что родители или кто-то другой уходят. Протест против разлуки также может свидетельствовать о проблемах с режимом сна. Вы можете помочь своему ребенку получить представление о пространстве (и о том, что Вы вернетесь после того как ушли) с помощью разных игр, например «ку-ку». Вы также можете класть игрушки под одеяло, «прятать» их, когда ребенок за Вами наблюдает, а потом «находить» их со своим ребенком.

Языковое развитие

Большинство детей к 1 году:

  • Экспериментируют, издавая различные звуки, например «пптх», или же повторяют звуки «ба-ба-ба». Многим детям нравится произносить звуки «б» и «д». Дети могут произносить длинную последовательность звуков, которая будет звучать как разговор.
  • Могут различить родителей, часто по имени («мама», «папа»).
  • Иногда повторяют услышанные звуки, когда кто-то говорит.
  • Могут сказать как минимум 3 слова.
  • Узнают свое имя. Они также могут смотреть на членов семьи или на животных, когда Вы говорите о них. Обычно в этом возрасте дети понимают некоторые общие слова, но с другой стороны – они все еще догадываются о значении многих других слов.

Сенсорное и двигательное развитие

Большинство детей к 1 году:

  • Любят тянуть в рот посторонние предметы. Таким образом, они узнают о предмете.
  • Становятся на ноги, опираясь на мебель или что-то другое.
  • «Исследуют квартиру» (гуляют, держась за мебель) или сами ходят.
  • Учатся хватать предметы, например ребенок уже может взять горсть каши безымянным и указательным пальцем. Большинство детей могут это сделать уже на 10 месяце.