Этапы развития для двухлетнего ребенка

Обычно дети развиваются от одного этапа к другому. Тем не менее, взросление и приобретение навыков очень индивидуально и у каждого ребенка этот процесс происходит по-своему. Некоторые дети могут прогрессировать в развитии в одном направлении, например языковое развитие, и отставать в другом направлении, например сенсорное и двигательное развитие.

Обычно этапы развития разделяют на пять основных категорий: физическое развитие, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, языковое развитие, а также сенсорное и двигательное развитие.

Рост и физическое развитие

Большинство детей к 2 годам:

  • Продолжают стабильно расти и набирать вес, но это происходит уже медленнее в сравнении с первыми 12 месяцами жизни. В возрасте от 12 до 24 месяцев дети прибавляют в весе 1,3 – 2,3 кг, и вырастают на 7,5 – 12,5 см, а обхват головы увеличивается на 2,5 см. Вы можете посмотреть приблизительные таблицы соответствия роста и веса детей, если перейдете по ссылке: www.cdc.gov/growthcharts
  • С момента рождения вырастают на 37,5 см.

Размышление и аргументирование (когнитивное развитие)

Большинство детей к 2 годам:

  • Начинаю понимать простые временные концепции, например «сейчас», «позже», «несколько минут». (В этом возрасте еще очень трудно понять концепцию далекого будущего или слово «навсегда»)
  • Выполняют простые просьбы, например «положи книгу на стол». Но очень часто сложные двухуровневые просьбы дети выполнить не могут, например «помой руки и иди сюда».
  • Разбираются в определенном символизме, например, кивает головой, чтоб сказать «да» или «нет».
  • Очень часто хотят делать несовместимые вещи. Например, двухгодовалый ребенок может хотеть выйти на улицу в снегопад в своих домашних тапочках.
  • Начинают «притворятся» во время игры, например, разговаривают по игрушечному телефону.
  • Начинают различать предметы по цвету и по форме.
  • Могут найти предмет, который Вы спрятали под одеяло или под покрывало.

Эмоциональное развитие

Большинство детей к 2 годам:

  • Развивают самосознание, понимают, что они личности и действуют отдельно от других. И хотя дети очень увлечены развитием своих способностей, они очень сильно борются с чувством независимости, которое начинает у них развиваться. Сначала ребенок может просить у Вас помощи, а через минуту он уже будет убегать от Вас. Дети понимают и используют слово «нет», чтоб самоутвердится. Иногда Вы сможете сгладить конфликтную ситуацию, если отвлечете ребенка чем-то другим или сформулируете просьбу по-другому. Тем не менее, ребенок может упрямо настаивать на продолжении. Приступы гнева отражают раздражение и противоречащие чувства ребенка.

Приступы гнева

Приступ гнева – это незапланированное и неконтролируемое выражение гнева. Во время приступа ребенок может плакать, кричать, или же падать на землю.

Приступы гнева наиболее агрессивны первые 30 секунд. Они могут длиться от 30 секунд до 2 минут.

Не стоит обращать внимание на приступы гнева. Это скорее реакция ребенка на внутреннее раздражение. Хотя приступы гнева могут возникать в любом возрасте, даже в дошкольный период, наиболее часто они наблюдаются у детей от 1 до 4 лет.

По мере взросления дети учатся контролировать свои эмоции. Детям, у которых приступы гнева продолжаются после 4 лет, нужна помощь специалиста, который бы научил их контролировать гнев.

  • Понимают, что они не всегда могут получить то, что хотят и иногда надо подождать. И хотя многие дети видят взаимосвязь между своими действиями и последующими событиями, они все еще действуют импульсивно. У детей часто меняется поведение, потому-то они не задумываются о последовательности своих действий.
  • Любят наблюдать и имитировать других людей, особенно взрослых и детей.
  • Любят общаться с другими детьми. Тем не менее, они все еще играют параллельно – рядом, но не вместе с другими детьми. У них еще не развито чувство необходимости делиться, они не умеют играть с другими.
  • Не понимают разницу полов, но начинают узнавать, что она существует. Обычно они не замечают обычных признаков разницы полов, например длина волос и одежда.

Языковое развитие

Большинство детей к 2 годам:

  • Используют как минимум 50 слов.
  • Складывают слова вместе, например «нет бутылка».
  • Называют части тела и некоторые объекты, например «игрушка» или «кот».
  • Говорят на языке из придуманных и реально существующих слов.
  • Используют местоимения «я» и «ты», но очень часто путают их.
  • Часто повторяют слова, услышанные в разговоре взрослых.

Сенсорное и двигательное развитие

Большинство детей к 2 годам:

  • Хорошо видят и слышат. Тем не менее, частые ушные инфекции могут повредить нормальному развитию слуха, что в свою очередь повлияет на языковое и речевое развитие.
  • Очень быстро развиваются двигательные навыки. К двум годам дети обычно уже могут подыматься и спускаться по ступенькам, бьют по мячу, начинают бегать. Большинство детей могут стать на цыпочки. Вы можете увидеть, как ребенок носит по квартире игрушки, и даже очень большие. Перетаскивание игрушек – любимое занятие ребенка в этом возрасте.
  • Могут делать простые наброски и рисовать линии карандашом. Дети также могут доставать из коробки игрушки и другие предметы, могут построить пирамидку из 4 блоков. Обратите внимание, что ребенок использует одну руку больше, чем другую.