Речевое и языковое развитие в возрасте 1-3 лет

Речевое и языковое развитие относят к рецептивному языку (умение понимать слова и звуки) и экспрессивному языку (умение использовать речь и жесты для коммуникации).

Большинство детей в 1 год начинают понимать значение слов. Рецептивный язык переходит от понимания имен людей и предметов, до возможности исполнять просьбы – это происходит приблизительно в 1-2 года. Экспрессивный язык переходит от простого использования жестов до бормотания в возрасте 1 года, использованию слов, простых фраз и структурных предложений в возрасте 2-3.

Этапы языкового и речевого развития

Возраст

Рецептивный язык

Экспрессивный язык

1 год (12-24 месяца)

  • Узнает, что у слов есть значение.
  • Обычно узнает имена членов семьи и названия знакомых объектов.
  • Понимает простые утверждения, например, «все ушли» и «дай мне».
  • В возрасте 1-2 лет понимает простые просьбы, например, «дай папе мяч».
  • К 18тмесяцам знает имена людей, названия частей тела и предметов.
  • Использует жесты, указывает на что-то.
  • Бубнит меньше, чем дети.
  • Часто издает одно- или двускладные звуки, которые заменяют вещи, которые хочет ребенок, например, «баба» для бутылки. Ребенок также использует жесты, чтоб указать на предметы, которые он хочет.
  • В 12-18 месяцев может использовать собственный язык, который еще называют жаргон: смесь из настоящих и выдуманных слов.
  • В 1-2 года может сказать 20-50 слов, которые понимают члены семьи.

2 года (24-36 месяцев)

  • Знают название как минимум 7 частей тела
  • Улучшают представление об окружающих объектах.
  • Выполняют простые просьбы (например, «положи книгу на стол»)
  • Продолжает учить и использовать жесты.
  • Иногда много говорит, хотя некоторые дети не говорят.
  • Если ребенок не разговаривает, то развивает систему коммуникации с использованием жестов и выражений на лице; вероятнее всего, в скором времени ребенок начнет развивать нормальные языковые навыки.
  • Иногда может назвать некоторые части тела (например, руки и ноги), любимые игрушки, знакомые предметы (например, кот или собака).
  • Использует местоимения, например, «я» или «ты», но очень часто они перемешиваются.
  • К 3 годам обычно может произнести от 150 до 200 слов. Незнакомые люди могут понимать 75% из сказанного.
  • Могут составлять фразы, например, «бутылка нет» или «хочу печенье».