Развитие нервных анализаторов

Зрительное восприятие.

Механизм зрительного восприятия - это взаимодействие глаз, нервных волокон и особых центров головного моазга, отвечающих за преобразование нервных импульсов в определенш образы. Основную часть информации извне мы получаем благодаря зрению.

Смена дня и ночи способствует выработке биологических ритмов и установлению режимов сна и бодрствования. Увиденное сохраняете в памяти в виде зрительных образов, которые позволяют нам сравнивать представлять, мыслить, обобщать. Зрительная память у детей развивает ся постепенно по мере развития соответствующих отделов головногс мозга. Уже с первых минут жизни глаза ребенка чувствительны к свету. Зрач ки реагируют на яркий свет сужением, а в темноте, наоборот, расширяются. Малыш еще не может фокусировать взгляд на конкретном предмете, но очень любит рассматривать яркие, контрастные изображения и объекты, а также лица. Наибольший интерес вызываь движущиеся предметы. Из всего многообразия окружающего мира малыш выделяет людей. Ведь человек движется, говорит, актив общается с малышом. Способность фокусировать взгляд у малыша появляется к концу 2-го месяца. Ребенок может следить взглядом за предметом, находящимся на расстоянии 30-50 см от глаз. Причем делает это как в горизонтальном, так и вертикальном направлении, а потом и по кругу.

За движением глаз следует также поворот головы.

В 2 месяца у малыша начинают формироваться зрительные образы, которые сохраняются в памяти сутки. В 3 месяца зрительные образы могут сохраняться около педели, в 6 месяцев - 2 недели, а к 1 году - около 1 месяца. Таким образом, для формирования устойчивых зрительных образов малыш должен видеть знакомые предметы, известных ему людей постоянно. В 2 месяца движения глаз у малыша скачкообразные, и только к 4 месяцам они становятся более плавными по мере тренировки и укрепления глазных мышц. Развитие зрительного восприятия очень важно, и вы можете помочь малышу в этом с помощью игр и занятий. В 2 месяца рекомендуется повесить на стену рядом с кроваткой яркую картину или разноцветный коврик, чтобы малыш мог его рассматривать. Когда ребенок станет чуть постарше, носите его по квартире, показывая разные предметы, давая возможность дотронуться до них. В 5 месяцев малыш с интересом разглядывает свое изображение в зеркале, внимательно изучает вашу мимику, пытается ей подражать. В 8 месяцев ребенок способен зрительно отличать «своих» от «чужих». Ребенку требуется частая смена зрительных впечатлений, иначе он теряет интерес. Именно поэтому игрушки рекомендуется периодически менять.

Слуховое восприятие.

Слух имеет в нашей жизни не меньшее значение. Формирование и развитие речи невозможны без слухового восприятия. Многие считают, что новорожденный ничего не слышит. Это заблуждение. Слуховая чувствительность у новорожденного невысокая, но позволяет различать громкие звуки, тембр голоса. На резкий звук малыш реагирует вздрагиванием, морганием, иногда замирает. В 2 месяца ребенок начинает внимательно прислушиваться к вашему голосу, звуку погремушки, улыбается в ответ. Может узнавать голос матери. В 3 месяца малыш начинает прислушиваться к музыке, а в 4 может поворачивать голову к источнику звука. К 6 месяцам ребенок точно находит источник звука и внимательно смотрит на него. В 7 месяцев он пытается воспроизвести услышанную речь, издавая разнообразные звуки. В 11 месяцев ребенок хорошо понимает речь и может выполнить простые просьбы. Из всех звуков малыш выделяет человеческую речь. После 6 месяцев ребенок различает не только тембр, по и интонацию и соответственно реагирует. В этом же возрасте малыш воспринимает слова в связи с предметами и действиями, реагирует на собственное имя. И это время нужно активно использовать для развития речи. Если ребенок хорошо ест без соли и без сахара, то нет необходимости присаливать или подслащивать пищу на первом годужизни. Слуховое восприятие, так же как и зрительное, нужно всячески развивать. Для этого в первые месяцы жизни потребуются различные звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, пищащие резиновые игрушки. Когда малыш прислушивается к какому-то звуку, у него развивается слуховое сосредоточение. Потрясите погремушкой слева, справа от ребенка, позади пего. В 2 месяца можно прикрепить колокольчик или погремушку к ручке малыша, чтобы он при движении сам заставлял их звучать. С 3 месяцев ребенку можно включать разную музыку. Возьмите малыша на руки и потанцуйте в такт музыке. И, конечно, с самого раннего возраста разговаривайте с малышом. Ваша речь должна быть размеренной, спокойной, богатой разными интонациями. Читайте малышу простые стишки, потешки, частушки, пойте песенки. С другой стороны, оградите малыша от обилия звуков. Когда в комнате очень шумно (переплетаются звуки речи, громкая музыка), ребенок быстро устает из-за того, что его нервная система перегружена.

Тактильная чувствительность.

Помимо зрения и слуха, нужно развивать и тактильную чувствительность. У малыша от рождения развито чувство осязания. В первые месяцы жизни поглаживайте ручки и ножки малыша кусочками ткани с разной фактурой и дапиите пощупать. Сопровождайте действия словесными комментариями («Шелк - гладкий и прохладный, мех - мягкий и пушистый» и т. д.). В более старшем возрасте давайте малышу возможность трогать разные предметы и акцентируйте внимание на разных понятиях (холодно, горячо, мягко). Такие упражнения хорошо стимулируют мышление.

Вкусовое восприятие у малыша развито с раннего возраста.

Он может отказаться от груди, если вкус молока меняется из-за употребления матерью в пищу определенных продуктов. До введения прикорма потребности малыша удовлетворяются в основном за счет грудного молока или смеси. Разнообразие впервые появляется с введением в рацион соков. Приучать малыша к вкусу нового продукта нужно постепенно. Начинайте с одного сока, постепенно расширяя ассортимент. Такой же подход должен быть и в случае, когда вы вводите первый, второй и третий прикорм. Давайте новый продукт понемногу, чтобы малыш привык к его вкусу. Если он понравился ребенку и не вызвал аллергии, расстройства пищеварения, переходите к другому. Рацион малыша должен быть разнообразным. Приучив ребенка к разным продуктам и блюдам, вы избежите в дальнейшем капризов за столом.