Этапы развития ребенка до 5 лет

Дети обычно развиваются от одного этапа развития к другому. Тем не менее, каждый ребенок развивается по-своему. Некоторые дети могут активно развиваться в одном направлении, например, языковом, и отставать в другом, например, в сенсорном и двигательном развитии.

Обычно этапы развития разделяют на пять основных категорий: физическое развитие, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, языковое развитие, сенсорное и двигательное развитие.

Физическое развитие

Большинство детей к 5 годам:

  • Прибавляют в весе приблизительно 2 кг и вырастают на 3-5 см в сравнении с четырехлетним возрастом.

Нижеприведенные таблицы показывают приблизительное процентильное соотношение при нормальном весе и росте.

Примечание:

Процентильное соотношение показывает количество детей, у которых показатели ниже или выше приведенных цифр. Например, если процентильный показатель веса и роста составляет 10, то это означает, что 10% всех детей весят меньше и их рост тоже меньше, приведенного показателя; если ребенок попадает в процентильный показатель веса и роста 90, то это означает, что 90% детей ниже и весят меньше в сравнении с приведенными цифрами, а 10% детей – выше и весят больше.

 

Таблица роста, 5 лет

Процентильное соотношение 10

Процентильное соотношение 90

Девочки: Вес

14,9 кг

20,8 кг

Девочки: Рост

100 см

112,5 см

Мальчики: Вес

15,9 кг

21,8 кг

Мальчики: Рост

102 см

115 см

Мышление и аргументирование (когнитивное развитие)

Большинство детей к 5 годам:

  • Знают свой адрес и номер телефона.
  • Знают большую часть букв алфавита.
  • Могут посчитать больше 10 объектов.
  • Знают как минимум 4 цвета.
  • Понимают базовые концепции времени.
  • Знают для чего используются предметы домашнего обихода, например, деньги, еду, кухонные приборы.

Эмоциональное и социальное развитие

Большинство детей к 5 годам:

  • Хотят радовать своих друзей, хотят, чтоб друзья их любили; тем не менее, у них может возникать ревность к другим.
  • В большинстве случаев соглашаются с правилами.
  • Проявляют независимость.
  • Имеют понятие о поле человека.
  • В состоянии отличить реальность от фантазии, но любят играть представляя себя кем-то другим или переодеваясь.
  • Играют в игры в зависимости от пола. Большинство мальчиков в пятилетнем возрасте играют в активные игры, в то время как девочки такого же возраста играют в социальные игры.

Языковое развитие

Большинство детей к 5 годам:

  • Могут вести целенаправленный разговор с другим человеком.
  • Понимают взаимоотношение между предметами, например, «мальчик, который прыгает на скакалке».
  • Употребляют будущее время, например, «пойдем завтра в зоопарк».
  • Часто называют людей (предметы) в зависимости от их отношения к окружающим, например, «мама Лены» вместо «тетя Люда».
  • Рассказывает истории. Окружающие с легкостью их понимают.

Сенсорное и двигательное развитие

Большинство детей к 5 годам:

  • Прыгают, подскакивают и подпрыгивают.
  • Качаются и карабкаются.
  • Стоят на одной ноге.
  • Сами используют туалет. Тем не менее дети все еще могут писаться.

К 5 годам большинство детей могут использовать руки и пальцы, это явление называется тонкой моторикой:

  • Рисуют треугольник и другие геометрические фигуры.
  • Рисуют человека с головой, телом, руками и ногами.
  • Одеваются и раздеваются самостоятельно, хотя им может быть необходима помощь при завязывании шнурков.
  • Могут писать заглавные и маленькие буквы из алфавита.
  • Едят с помощь вилки, ложки и даже могут использовать детский нож.

Ночное недержание мочи и энурез

Ночное недержание мочи – случайное мочеиспускание во время сна. Случайное мочеиспускание (дневное или ночное), которое развивается или продолжается после того как ребенок уже должен был научиться контролировать мочевой пузырь называется энурезом.

Случайное мочеиспускание на одежду или в кровать – нормальное явление для маленьких детей, потому что они в разной степени контролируют мочевой пузырь. Большинство детей учатся контролировать мочевой пузырь и могут контролировать мочеиспускание к возрасту 5-6 лет.

Состояние здоровья, например, инфекция мочевого пузыря или эмоциональное напряжение, может быть причиной непроизвольного мочеиспускания после того как ребенок научился контролировать мочевой пузырь. В таких случаях может понадобиться медицинская консультация или лечение. Следует серьезно задуматься о лечении, т.к. энурез будет влиять на социальную жизнь ребенка.