Укрепление самооценки у детей школьного возраста

В возрасте от 6 до 10 лет у детей очень хрупкое чувство самооценки, чувство достоинства и пригодности к выполнению определенных заданий у ребенка. В этом возрасте дети каждый день сталкиваются с новыми трудностями дома в кругу семьи и в школе среди друзей и учителей. В конце дня они могут быть довольны собой. Они развлекались с друзьями, показали хорошие результаты в школе и счастливы дома. На следующий день они могут чувствовать себя ужасно, даже если что-то одно пойдет не так.

Конечно, на самооценку ребенка влияет много факторов, включая их природные и врожденные способности, а также то, как они развивают свои способности в кругу семьи, родственников, друзей и других.

Это вполне нормальное явление, когда самоуверенность у ребенка ежедневно поднимается или падает, меняется циклично, день ото дня, по мере того как ребенок формирует и переформировует свою самооценку. Дети, которые считают, что они плохо развиты, по крайней мере в одном направлении, чрезвычайно подвержены эмоциональным перепадам настроения.

Для укрепления и поддержания здоровой самооценки у Вашего ребенка:

  • Научите своего ребенка, как заводить друзей и поддерживать с ними взаимоотношения. Дружба имеет очень важное значение, потому что дети этой возрастной группы очень чувствительны к мнению своих друзей о своем поведении.
    • Научите своего ребенка базовым социальным навыкам, необходимым для того, чтоб завести друзей, например, как представиться, как начать разговор, как вежливо присоединиться к игре.
    • Покажите на своем примере модель правильных взаимоотношений с супругой/супругом, родственниками и друзьями.
    • Побуждайте ребенка к обсуждению проблем и трудностей, которые у них возникают при знакомстве с новыми людьми и при налаживании дружеских взаимоотношений. Сделайте это попозже, чтоб не смущать ребенка. Опишите определенную проблему и предложите методы ее решения. Например, «Я слышала, что ты сказал Саре, что не пойдешь с ней в бассейн для гребли. Разве ты не подумал, что это может обидеть ее? Как ты думаешь, как можно было сказать об этом более корректно?».
  • Убедите своего ребенка, что Вы принимаете его, даже когда другие не принимают. Уровень самооценки ребенка варьирует от ситуации к ситуации и иногда от одного мгновения к другому, в зависимости от окружающих. Чувство самооценки у ребенка укрепляется, когда взрослые помогают ему понять, что в жизни бывают свои взлеты и падения.
  • Позитивно реагируйте на попытки и сферы интересов своего ребенка. Дети часто могут распознать подхалимство и незаслуженную похвалу. Тем не менее, они ценят мнение и замечания взрослых. Сделайте Ваши комментарии более специфичными, например «Мне действительно нравится, как ты нарисовал лицо на этом человечке. Ты так хорошо поработал над носом, это очень трудно». Помогайте своему ребенку с домашним заданием и проявляйте к этому интерес, проявляйте интерес ко всему, что делает ребенок.
  • Привлекайте своего ребенка к работе по дому. Дети обретают чувство достоинства, когда им предлагают справиться с реальными трудностями, чем когда им предлагают справиться с чем-то несерьезным и забавным.
  • Относитесь к своему ребенку с уважением. Интересуйтесь его точкой зрения и мнением, серьезно к ним относитесь, Ваша реакция должна быть правдивой и реалистичной. Уровень самооценки у детей повышается, когда их уважают взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка.
  • Поддерживайте ребенка во время неудач. После того как Вы дали ребенку время отреагировать на разочарование или проблему, помогите ему/ей понять ситуацию. Например, если ребенок врет Вам, объясните ему, почему это является неприемлемым поведением. Очень часто дети врут, когда сделали что-то не так и не хотят разочаровывать своих родителей. Объясните ребенку, что Вы понимаете, почему он решил соврать и что Вы как родитель должны отреагировать на такое поведение. Убедитесь, что ребенок знает о Вашей безграничной любви и том, что Вы будете любить его всегда, несмотря на то, что он совершает ошибки.
  • Поощряйте общение. Вы можете начать диалог с ребенком, если будете задавать непрямые вопросы. Например, задавайте открытые вопросы: «Кажется, у тебя был очень загруженный день!» или «Расскажи мне о тестировании по математике». Использование такой техники позволяет Вам разговаривать с ребенком более естественно, и Вы не устраиваете своему ребенку тестирование с помощью стандартных вопросов, например «Что ты делал сегодня в школе?». Внимательно слушайте, о чем говорит Ваш ребенок. Иногда Вам не надо ничего говорить.