Учимся говорить "нет" ребенку

Девочка нюхает цветок

Все педагоги сходятся в одном: малышу ни в коем случае нельзя потакать капризам. Запрещая, мы закаляем волю ребенка, а, разрешая, ослабляем ее. Запрещать нужно умело.

Это, казалось бы, самое легкое в воспитании, и в то же время самое трудное. Уже в раннем возрасте малыш должен хорошо знать, что ему можно, а что - нет. В этом отношении мнение взрослого является решающим. Вопрос состоит в том, как этого лучше всего добиться. Постоянно запрещая, взрослые ограничивают познавательную деятельность ребенка, состоящую на 90 % из новых движений и высокой активности.

Однако стоит знать, что, если малыш постоянно слышит «нельзя», он или становится малоактивным, перестает интересоваться окружающим миром, что приводит к замедленному развитию, или начинает поступать наоборот.

Разговаривая с малышом, следует твердо говорить «нет» в том случае, когда это необходимо. Например, ребенок тянется за конфетой, а мама говорит: «Нет». Ребенок снова тянется, а мама снова жестко говорит: «Нет». Так будет продолжаться до тех пор, пока малыша не уведут от вазы с конфетами в другую комнату и не отвлекут каким-то занятием. Но если мама сказала «нет», «да» уже не должно прозвучать ни в коем случае. Не следует говорить малышу, тянущемуся за запрещенной конфетой, слишком длинную фразу типа: «Зайчик, не надо брать конфетку, у тебя от нее заболят зубки...» В этом случае маленький ребенок не услышит твердого «нет» и обязательно начнет капризничать. Воспитателям в своих запретах и разрешениях непременно следует быть твердыми, постоянными и последовательными.

Психологи советуют родителям в течение дня записывать, сколько раз они сказали малышу «нельзя», а сколько раз разрешили что-либо сделать. Так вот, по правилам воспитания запреты ни в коем случае не должны превышать количество разрешений. А чаще всего бывает как раз наоборот. Вместо слова «нельзя» следует отвлечь малыша разговором, игрой, чтением книги. Скорее всего он потом и не вспомнит о том, чего настоятельно требовал.

Родителям следует позволять малышу помогать им. Пусть даже при этом они скорее мешают, но зато у них повышается чувство собственной значимости и появляются зачатки чувства ответственности. Пусть ребенок помогает лепить пельмени или пирожки, идет вместе с родителями в магазин, вытирает пыль со своей кроватки и столика. Такие отношения позволят детям убедиться в том, что работа может доставлять удовольствие. В этом случае малыш, увлеченный «помощью» маме, гораздо меньше будет подвержен всяким неприятным случайностям.