Учим общаться

Первое общение малыша - это общение с самыми близкими ему людьми - мамой, папой, бабушкой и дедушкой.

Свою потребность в общении совсем маленький ребенок выражает плачем. Взрослым необходимо реагировать на плач ребенка. В раннем возрасте он только таким образом может показать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, хочется есть или спать. Кроме того, плач или крик - это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что хочет увидеть родное лицо.

В 3 года у ребенка появляются и быстро развиваются познавательные эмоции, формируются нравственные эмоции - внимание к людям, доброта, чувство дружбы и постепенно - чувство долга. Ранее появившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми.

В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Малыш уже самостоятельно может делать выводы и предположения, высказывать свое мнение. Часто дети в этом возрасте любят игры - «угадайки» (например, он может отгадывать животное, которое изобразили ему старшие).

Для способствования правильному психическому развитию малыша необходимо знать его темперамент. Каждый ребенок - индивидуум с личностными свойствами и реакциями, которые сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими, но которые могут порождать проблемы. Все дети уже в момент рождения существенно различаются. Одни терпеливые и спокойные, другие громогласны и быстро возбуждающиеся.

Одни не требуют особого внимания, а о других говорят, что они «трудные дети». Психологи разработали систему определения темперамента маленького ребенка исходя из девяти характерных особенностей детского поведения:

  1. подвижность. Имеется в виду двигательная активность: сколько малыш пребывает в движении, а сколько - ведет себя спокойно;
  2. соблюдение режима дня. Речь идет о биологических функциях организма: насколько регулярны время отхода ко сну, физиологические отправления, появление аппетита;
  3. общительность. Как ребенок реагирует на новые незнакомые раздражители, на новых людей, новые ситуации, сближается с чем-то новым или, наоборот, отступает;
  4. навыки приспособления. Этот аспект непосредственно связан с предыдущим, но в основном здесь рассматривается, сколько времени требуется ребенку, чтобы адаптироваться и привыкнуть к ситуации. Примеры высокой и низкой приспособляемости: высокая - мать дала малышу в первый раз фруктовое пюре, а он его выплевывает первые 2 раза, но с третьего начинает есть с удовольствием; низкая - ребенок много раз, когда ему перед выходом на прогулку пытаются надеть теплую шапочку, долго плачет и вырывается, пока однажды не замерзнет;
  5. сенсорный порог раздражимости. Насколько сильным должен быть раздражитель, чтобы вызвать у маленького ребенка ощутимую реакцию? Пример высокого порога раздражимости: ребенок засыпает при довольно сильном шуме за окном, но даже не обращает на это внимание. Низкий порог: ребенок плачет при малейшем ушибе или ссадине;
  6. энергичность и интенсивность реакции (насколько резки и энергичны реакции ребенка: он громко плачет и громко смеется или реагирует сдержанно);
  7. темпераментный настрой (можно ли сказать, что по своей натуре ребенок веселый, жизнерадостный, всем своим видом демонстрирует радость и удовольствие, или же он больше капризничает, плачет, недоволен собой и всеми окружающими);
  8. внимание и способность к концентрации (перестает ли ребенок есть любимую кашу в тот момент, когда кто-то входит в комнату, или продолжает свое важное занятие);
  9. упорство и настойчивость (как быстро ребенок сдается, если в игре что-то не получается, как часто он подходит к стиральной машине, телевизору, газовой плите, телефону, электрической розетке, горячему утюгу, хотя уже получал за это по рукам).

Игры со сверстниками и взрослыми, и просто ежедневное общение в виде бесед помогают малышу развить свое эмоциональное восприятие окружающего мира.

Одним из важнейших средств общения людей является умение и желание слушать. Это качество часто совершенно напрасно недооценивается. Внимательное отношение к словам ребенка необходимо для его нормального развития и доверия к взрослым. Лучше всего, слушая малыша, повторять или обобщать его слова, это поможет не только уточнить сказанное, но и поддержать тему разговора и показать ребенку, что его на самом деле внимательно слушают.

Общаясь с окружающими в процессе игры или беседы, малыш учится справляться со своими капризами и желаниями. Он в этом очень заинтересован, так как вечно плачущего ребенка больше никто не позовет играть.

Матерям, стремящимся к полноценному развитию своего любимого ребенка, не следует забывать, что умение общаться пригодится ему во взрослой жизни, наверное, даже больше, чем навыки быстрого счета или игры в шахматы.