Мы идем в школу

Этот возрастной период включает в себя физический и психологический аспекты. Первый аспект имеет очень большое значение, ведь с каждым годом нагрузки будут возрастать, и даже в начальной школе их нельзя назвать щадящими. У детей рост немного замедляется, но продолжается совершенствование всех внутренних органов, костно-мышечной, нервной и сердечно-сосудистой систем, совершенствуются функции головного мозга, активно развивается память.

Однако немаловажен и психологический аспект, который подразумевает под собой достаточный уровень развития малыша, его интересов. Решающее значение в этом случае имеют готовность ребенка учиться, его положительный настрой и желание.

Если у него не будет желания, если он не умеет думать, решать различные задачи, которые перед ним ставит жизнь, то вряд ли он будет успешен в школьном обучении. Можно выделить несколько направлений, развитие которых может помочь ребенку быть успешным не только в начальной школе, но и пригодится в более взрослой жизни. Ребенок, обладающий навыками исследования, сравнения, умеющий видеть сходства вещей и их различия, анализировать, усваивать информацию и рассуждать, а также способный выделять существенные свойства вещей, быстрее остальных адаптируется в новых условиях.

Немаловажным фактором является уровень развития речи у ребенка, ведь без этого он не сможет выражать свои мысли, объяснить то или иное событие. В конце первого года обучения появляются первые зачатки «классового» разделения детей. Пока что дружба происходит по территориальному признаку, дети не умеют пока что выделять друзей по иным признакам. Еще одним понятием, которое войдет в жизнь ребенка в школе, станет собственность, ведь до этого времени на личных вещах акцент не ставился. У него появляются свой портфель с замком, свои карандаши, ручки, учебники. Иногда ученики младших классов носят с собой игрушки. Ни в коем случае не надо ребенка ругать или отнимать игрушку. Для ребенка это «помощник» в адаптации к новым условиям жизни. Если не запрещать ребенку брать ее с собой, то это затянется лишь класса до второго, максимум до третьего, а потом, если в школе все нормально, надобность в игрушке отпадет сама собой. Если же ребенок продолжает ее носить и дальше, то родители должны присмотреться к обстановке в школе, возможно, у ребенка какие-то проблемы в общении с другими детьми.

В школе у детей появляется еще одна страсть - страсть к обмену вещами. Ведь с появлением запретов на чужие вещи у ребенка желание овладеть ими не исчезнет, а может быть, еще более усилится, хотя бы на время. На этой почве у родителей может возникнуть серьезная проблема. Дети еще слишком малы, чтобы оценить вещь. А в обмене, с помощью которого он может получить заинтересовавшую его вещь у друга, зачастую участвуют вещи родителем, имеющие денежную ценность, притом немалую. Дети не думают о наживе, ведь у них совсем другая система ценностей. Совет здесь один - старайтесь не приобретать ребенку дорогих вещей, пока он не научится оценивать их реальную стоимость. Покупайте вещи, которые действительно нужны, удобны и которые он сам себе выберет. Главное, чтобы ребенку было удобно пользоваться той или иной вещью, которую ему предлагают родители. Можно попытаться объяснить ребенку, что, хоть вещь и куплена ему, она не является его полноценной собственностью и он долж посоветоваться, прежде чем с ней что-нибудь сделать. Самое главное, чтобы ребенок не использовал вещи для получения большего количества друзей. Надо постараться объяснить ребенку, что за хорошие вещи настоящую дружбу не купишь.

Особое отношение к школе появляется у детей задолго до того, как они становятся учениками. У большинства из них со школой ассоциируются все положительные эмоции. Для ребенка школа является символом взрослости. У детей хорошо развиты ассоциации, и когда ребенка хвалят, одновременно говоря, что он повзрослел, то он автоматически переносит сравнение на школу. В итоге ребенок не только будет готов принять позицию школьника, но и будет стремиться к ней.

Далеко не всегда дети принимают новые условия легко. Во время различных исследований было выявлено, что можно выделить три уровня адаптации детей к школе. Имея самый высокий уровень адаптации, ребенок не только положительно относится к школе, но и воспринимает адекватно все требования. Он внимателен, занимает в классе благоприятное статусное положение, проявляет большой интерес к самостоятельной работе.

Средний уровень адаптации характеризуется положительным отношением к школе и хорошими показателями в учебе, отношения с одноклассниками неплохие, ребенок имеет много друзей.

Имея низкий уровень адаптации, ребенок характеризуется отрицательным отношением к школе, нередко жалуется на здоровье, не проявляет интереса к учебе, близких друзей не имеет, не всех одноклассников знает по именам. Уровень адаптации ребенка зависит от многих показателей, но большое влияние на него в первую очередь оказывает атмосфера, которая н семье.

В пятом, шестом классах жизнь детей кардинально меняется, в том числе и домашняя. Дети больше времени тратят на приготовление уроков, им приходится все чаще отказываться от любимых внешкольных занятий. В среднем рабочий день школьника составляет 9 - 10 ч. Это немало.

Сильнее загружены дети из семей, где ярко выражена социальная тревога родителей за успешность ребенка. Они отдают их в элитные школы, гимназии, где ребенка загружают еще больше. Совет родителям такой: не надо делать из ребенка машину по получению знаний, не надо давать школе задавить его неоправданной нагрузкой. Ведь ребенок в конце концов потеряет интерес к учебе и будет считать ее почти каторжной работой, а это, в свою очередь, приведет к ухудшению усвояемости информации и снижению успеваемости. Движущий стимул ребенка - это интерес к учебе, хорошее настроение и желание покорять все новые и новые вершины науки. Надо иногда помочь в составлении гербария, реферата, а может, дать поболеть лишний денек или продлить на пару дней каникулы. В жизни ребенок должен иметь что-то привлекательное, интересное лишь ему, а не школе или семье. Для этого годится любое увлечение, будь то шахматный кружок или катание на лыжах. Ради того чтобы заняться своим любимым делом, ребенок готов ответственнее относиться к урокам и делать их быстрее и лучше. Сегодня многие психологи говорят, что неразумно требовать от ребенка высоких знаний по всем предметам, гораздо эффективнее научить ребенка учиться, т. е. уметь найти необходимую информацию, проанализировать и получить ответ на интересующий вопрос.