Если ребенок плохо учится

Итак, ребенок учится в школе. Сначала у него неплохо получается, но с каждым днем успеваемость падает, интерес к учебе заметно слабеет, учителя намекают на отсутствие способностей ребенка к учебе. Не отчаивайтесь, все поправимо, самое главное - найти источник проблемы. А как это сделать, мы попробуем посмотреть далее.

Школьные навыки не появляются просто так, они не являются функцией биологического взросления организма, как, например, постепенное появления различных навыков у младенца: ползание, удерживание предметов или умение переворачиваться. Эти навыки должны быть ребенку преподаны, и только тогда он будет иметь возможность их усвоить и чему-нибудь научиться.

Качество усвоения навыков, а следовательно, и дальнейшей учебы будет напрямую зависеть от ряда обстоятельств: атмосферы семейных отношений, уровня обучения в школе и самое главное - от индивидуальных особенностей характера ребенка.

Обычно причина, по которой дети не успевают в школе, не одна, как правило, это совокупность причин, неразрывно связанных между собой. Мы можем разделить причины, вызывающие неуспеваемость ребенка в школе, на три группы: социальные, эмоциональные и биологические. С биологическими причинами проще всего.

Часто неуспеваемость в школе можно объяснить тем, что ребенок идет туда, не достигнув необходимого уровня зрелости. И возраст ребенка здесь не главное, а главное - уровень подготовки, умственный возраст ребенка, ведь для каждого он индивидуален. Немаловажным фактором является готовность детского организма к увеличению нагрузки.

Многие дети, имеющие высокий уровень интеллектуальной подготовки, просто физически не могут высидеть больше трех уроков, и соответственно на последующих они будут рассеянными и не способными ни на чем сосредоточиться, а значит, вторая половина учебного дня не принесет ребенку ничего полезного, кроме дополнительной усталости. Такие дети просто нуждаются в специальном режиме и улучшении физического состояния организма путем специальных гимнастик, зарядок и реабилитационно-закаливающих процедур.

Помимо конфликта с преподавателем, у вашего ребенка могут периодически возникать конфликты с одноклассниками, особенно если он не умеет или не желает строить отношения в классе. Если ребенок застенчив и ни с кем не общается либо его дразнят, избегают, то это повлечет за собой нежелание ходить в школу или он будет постоянно переживать и испытывать напряжение, что обязательно повлечет за собой резкое снижение успеваемости.

К чему же приводит плохая успеваемость ребенка в начальной школе? Несомненно, ребенок может потерять всякий интерес к учебе, а что может быть страшнее, чем отсутствие интереса? Пусть у ребенка не ладится с языками, но зато он любит решать задачки или головоломки, значит, значит надо сохранить интерес к этому, ведь дальше будут другие предметы: математика, физика. Но самое главное, чтобы ребенок был заинтересован в продолжении учебного процесса и дождался новых предметов. Кроме низких оценок, психологическим последствием плохой успеваемости ребенка в школе станет чрезмерное снижение самооценки, которое может привести к неуверенности в своих поступках. Давайте попробуем поточнее сформулировать основные проблемы, с которыми могут сталкиваться родители неуспевающих детей.

Итак, что может вызвать трудности в учебном процессе:

  • задержка психического развития ребенка, недостаточное интеллектуальное развитие;
  • плохая способность к сосредоточению (ребенка легко отвлечь);
  • неумение слушать и выполнять поручения, распределять рабочее время, чтобы все успеть, т. е. отсутствуют или плохо развиты основные навыки работы;
  • низкая умственная работоспособность; .
  • трудность переключения с одного вида деятельности на другой, замедленное восприятие и переработка информации;
  • функциональные нарушения речи, т. е. неумение выражать свои мысли или затрудненное понимание других людей;
  • нарушения зрения, слуха. Здесь же можно упомянуть о преобладании у ребенка одного канала получения информации. Школьное обучение в основном использует слуховое восприятие информации. И если у вашего ребенка этот канал менее развит, то это может привести к неуспеваемости;
  • общая слабость, болезненность ребенка.

Перечисленные причины являются достаточно обобщенными проблемами, которые могут возникнуть в любой семье. Как мы уже упоминали ранее, факторов, влияющих на успеваемость, гораздо больше, и в каждом конкретном случае надо наблюдать за ребенком. Если у вас не получилось устранить причину, вызывающую неуспеваемость ребенка, то немедленно обращайтесь к специалисту. Чем раньше ребенок сможет продолжать полноценное обучение, тем проще ему будет учиться в старших классах.