Как вырастить вундеркинда?

Дети учатся не только в школе, но и дома. Выполняя домашние задания, читая книги, отрабатывая навыки, они закрепляют учебный материал. Успеваемость детей зависит не только от учителей (к которым, безусловно, предъявляются более высокие требования), но и от родителей. Как же помочь ребенку хорошо учиться? Очень важно изначально привить ребенку любовь к школе, учебе. Первым этапом должно стать создание хороших условий для домашней работы.

Педагоги древности утверждали, что обучение детей в учебном заведении должно быть тесно связано с воспитанием в семье. Именно родители должны привить ребенку любовь к знаниям, чтению, творчеству, они должны научить его быть упорным в достижении цели, настойчивым в освоении новых знаний и умений. Также родители должны помочь малышу раскрыть свои способности, направить его таланты в нужное русло.

Педагоги рекомендуют даже в маленькой квартире выделить уголок для рабочего места первоклассники, которое должно включать письменный стол, удобный стул, полки с книгами (не очень высокие, чтобы малыш самостоятельно мог достать нужную книгу). Правильность организации рабочего места школьника во многом зависит от габаритов мебели. Слишком высокий или низкий стол и стул могут просто стать причиной неудобств, но и привести к проблемам со здоровьем.

Рабочее место должно быть оформлено строго, чтобы ничто не отвлекало ученика от работы. Сегодня учебный процесс немыслим без хороших, качественных канцтоваров. Так, тетради должны быть изготовлены из белой бумаги, края листочков должны быть закругленными, чтобы они не заминались. Ручки следует специально подбирать для учащихся начальных классов. Они должны иметь удобный корпус, выполненный из качественной пластмассы, хороший стержень, не мажущий и не рвущий бумагу.

Для того чтобы учебный процесс приносил юному ученику удовольствие, в его запасе всегда должны быть цветные ручки (для выделения важной информации), фломастеры, карандаши, цветная бумага.

Кроме рабочего места, родители должны обеспечить гигиену умственного труда. Не стоит позволять ребенку делать уроки под включенный магнитофон или телевизор, это мешает сосредоточиться и настроиться на рабочий лад. Помещение, в котором ребенок делает уроки, должно хорошо проветриваться, так как свежий воздух является залогом работоспособности. Очень важно устраивать в ходе занятий небольшие перерывы (при мерно 1 раз в 30 - 40 мин). Тогда ребенок не устанет и сможет легко переключиться с одного предмета на другой. Не разрешайте ему заниматься сидя или лежа на диване, а также во время еды, - это нарушает дисциплину и расхолаживает. Такие, казалось бы, мелочи оказывают серьезное влияние на работу ученика.

Педагоги утверждают, что ежедневный контроль (но не выполнение заданий за ребенка) бывает крайне полезным. Видя заинтересованность в его работе, получая похвалу за правильно выполненное задание, ребенок начинает стараться, в результате больше внимания уделяет учебе, показывает лучшие результаты.

Одним из самых распространенных заблуждений родителей являемся мнение о том, что домашнюю работу ребенок должен выполнять сам. Конечно, она предназначена для самостоятельной работы школьников, однако в некоторых случаях и при некоторых условиях родители не просто могут, но и должны оказать помощь.

Очень часто младшие школьники, заигравшись, забывают или не успепевают выполнить домашнее задание. Родители должны настойчиво напомнить об этом. Не стоит потакать детям и идти у них на поводу, покрывая их забывчивость и несобранность. Бывают случаи, когда во время выполнения задания первоклассник сталкивается с трудностями (не понятны условия задачи или задания, не ясен смысл слова или предложения и т. п.). В этом случае родители обязательно должны вмешаться, подсказать или пояснить, предложив ребенку затем все-таки выполнить это не самостоятельно.

Даже если он хорошо учится, родители могут и должны проверять результаты выполнения домашней работы: послушать стихотворение или пересказ подготовленного материала, прочитать письменную работу или проверитъ задание по чистописанию и т. п.

Некоторые родители полагают, что развитие умственных способностей - это дело школы и учителей. Однако мудрые родители уделяют интелектуальному развитию ребенка особое внимание. Сегодня выпускается большое количество энциклопедий из серии «Все обо всем», «Тысяча ответов на тысячу вопросов», «Что такое? Кто такой?» и т. п. Такие книги интересны и познавательны, в них много ярких и интересных картинок, помогающих восприятию материала, кроме того, они написаны специально для детей младшего школьного возраста, поэтому их легко читать, а информацию просто запомнить.

Энциклопедическая литература заметно облегчит работу детей в подготовке докладов, рефератов, письменных заданий по разным темам, которые ждут его в процессе дальнейшего обучения.

Для расширения кругозора младших школьников родителям нужно покупать также художественную и научно-популярную литература.Работа с энциклопедической литературой очень полезна. Она развивает в ребенке любознательность, память, прививает любовь к чтению.Важно, чтобы книги соответствовали возрасту ребенка. Так, первоклассникам, только научившимся читать, нужно подбирать книги, состоящие из небольших рассказов о школе, дружбе, природе, животных. Книги должны быть напечатаны крупным шрифтом, иллюстрированы яркими картинками. Чтение крайне полезно не только для общего развития детей, но и для развития грамотности и культуры речи.

Развивать у детей логические и математические навыки можно при помощи игр. Как показывает практика, дети младшего школьного возраста удовольствием играют в шахматы и шашки. Они быстро учатся разыгрывать различные комбинации, прогнозировать действия соперника. Такие игры развивают мышление, кроме того, они учат рассудительности, способствуют усидчивости и воспитывают упорность.

Не менее важно развивать творческие способности. В первую очередь нужно определить, к какому виду творчества ребенок проявляет больший интерес. Это можно сделать, понаблюдав за тем, как малыш проводит свободное время: чем он занимается больше, что у него лучше получается.

Как правило, в каждой школе есть кружки для детей, в которых школьники занимаются после уроков. Это и музыкальные, и художественные классы, и театральная студия и кружки рукоделия (для девочек это шитье, вязание, вышивание, для мальчиков - выжигание, резьба по дереву, плотничество и т. п.). Занятия в таких кружках всегда очень полезны для детей. Там они общаются со сверстниками, учатся новым приемам труда.

Очень часто, стараясь поощрить все таланты ребенка, родители отдают его сразу в несколько кружков. В младшем школьном возрасте это может стать роковой ошибкой, которая напрочь отобьет у юного дарования желание творить. Такие нагрузки, как правило, приводят к тому, что малыш лишается свободного времени, поэтому он сильно устает, а ведь занятия творчеством также требуют домашней работы, на которую нужно время.

Воспитание ребенка - сложный процесс, который требует от родителей максимума внимания, чуткости, мудрости и такта. Вопреки расхожему мнению, одаренный, умный, добрый ребенок может вырасти в любой семье независимо от ее материального и социального статуса. Чтобы малыш рос смышленым и радовал родителей хорошими результатами, нужно верить в него, искренне радоваться его победам, помогать в трудную минуту.

Практика показывает, что родительские внимание и похвала - самые главные стимулы для ребенка. Именно чувствуя поддержку и любовь родителей, он сможет достичь любых высот, преодолеть любые трудности.