Ребенок и телевидение

Однозначно на вопрос о пользе и вреде телевидения ответить нельзя. Ведь все зависит от того, какие программы будет предпочитать ребенок и что позволят смотреть родители. Большая часть современной информации о вреде или пользе телевизора опирается на результаты социологических опросов и наблюдения за детьми. К сожалению, количество научных публикаций на эту тему невелико. Во многих семьях родители сталкиваются с очень серьезной проблемой, которая заключается я в том, что ребенок может проводить за телевизором все свое свободное время.

Конечно, у родителей есть большой соблазн позволить ребенку спокойно сидеть перед телевизором и не мешать делать свои дела, но к чему это приведет в дальнейшем? Ребенок привыкнет к отсутствию разнообразия, и в школьном возрасте тоже будет отдавать предпочтение занятию, к которому привык.

Другая, не менее серьезная проблема для родителей - что будет смотреть ребенок. Ведь сами взрослые иногда ужасаются тому, что показывают по телевизору в дневное время - основное для просмотра передач детьми. На сегодняшний день почти полностью отсутствует цензура на показ определенных программ.

Мы можем днем наблюдать по телевизору сцены насилия, агрессию, жестокость, в том числе и непристойности. В настоящий момент цензура действует только на откровенную порнографию, и родители должны оберегать ребенка от нежелательных кадров. Только они могут контролировать просмотр ребенком тех или иных программ и знать приблизительное содержание. Поэтому они должны очень хорошо изучить психологический аспект воздействия на психику ребенка различных телевизионных программ и решить, что позволять смотреть, а что является недопустимым.

Экспериментально неоднократно показано, как повышается уровень агрессии у детей после просмотра мультфильмов, жестоких по содержанию. Во всех случаях уровень ее повышался. Это заставляет задуматься над тем, что чем больше и дольше ребенок смотрит агрессивные кадры, тем выше у него после этого уровень агрессии, который зависит от уровня развития интеллекта ребенка и социально-экономического статуса семьи. Многие дети после просмотра понравившегося мультфильма отож­дествляют себя с персонажами и соответственно перенимают опьм решения проблем с помощью насилия, а если еще этот опыт подкрепляется на бытовом, семейном уровне, то очень легко предположить, к чему может привести. Выделяют несколько факторов, влияющих на возникновение и степень агрессивности:

  • Стиль воспитания, принятый в семье;
  • Особенности личности ребенка, интерпретации им содержания просмотренного фильма, прочитанной сказки (ведь не только телевизор несет агрессию);
  • Степень агрессивности киноленты и длительность просмотра агрессивных кадров;
  • Степень влияния сверстников на ребенка.

Многие скажут, что агрессия на экране помогает избавиться от отрицательных эмоций, и в чем-то они будут правы, но нельзя забывать, какой вред это приносит, т.е. надо соизмерять получаемую пользу и наносимый вред. Необходимо выбирать то, что приносит меньше негативных моментов в развитие ребенка, ведь есть немало других способов избавления от отрицательных эмоций, например с помощью слов или физических упражнений (приемы, используемые психотерапевтами).

Но не только агрессивность на экране так страшна. В силу своего возраста дети не могут принимать во внимание особенности жанра, ведь эта способность появляется у ребенка лишь после 5-6 лет, не раньше. Взрослые не задумываясь, ведут ребенка на спектакль, а объяснения, что это происходит только в сказке, нисколько не убеждают маленького зрителя, ведь он только что это видел собственными глазами. То же самое и с телевидением. Негативные эмоции особенно сильны, если в фильме жертвами агрессии становятся дети. Что же делать родителям, как себя вести при просмотре с ребенком телевизионных программ? В первую очередь необходимо смотреть вместе с ребенком самые разные передачи, даже если они вам не нравятся. Если вы не будете комментировать действия телевизионных персонажей, а прислушаетесь к мнению ребенка о каждом из них, то сможете больше узнать о своем ребенке, о его интересах, о том, как он воспринимает те или иные действия телегероев. Собран формацию, можно сделать выводы о реакции ребенка на разные программы и поведение героев этих программ, что в итоге облегчит выбор: давать ребенку смотреть ту или иную программу либо она вызывет в нем только негативные эмоции.

Самое же главное, что должны сделать родители - это помочь ребенку из всего обилия программ выбрать полезные, заслуживающие внимания передачи («Спокойной ночи, малыши», «Домашние сказки»).