Конфликты в школе и не только

Семья играет в жизни ребенка очень большую роль. Именно семья дает или, наоборот, не дает возможность ребенку развить свои лучшие навыки и быть успешным в дальнейшей жизни. И именно она первоначально должна обеспечить определенный уровень развития, в том числе и интеллектуального, а также привить навыки общения. Конечно, родители не могут воздействовать на ситуацию в школе, но лишь они могут вовремя заметить и помочь ребенку устранить проблемы в общении, которые у него возникли в коллективе.

Если вы заметили, что ребенок некомфортно чувствует себя в классе или у него проблемные отношения со сверстниками, не важно, в школе или во дворе, то надо незамедлительно поговорить с классным руководителем. Возможно, он рассеет ваши сомнения, и вы успокоитесь. Но если вы не можете успокоиться и вас тревожит поведение ребенка, то лучше обратиться еще и к детскому психологу. Все школьные ситуации можно разделить на три группы.

Первая - это ситуация, когда родители видят проблему и понимают, что ребенок испытывает сложности в общении с другими детьми, но не знают, как помочь ребенку. Чаще всего такие родители сами испытывали трудности в общении со сверстниками в школьные годы. Таким родителям практически невозможно научить своего ребенка эффективному общению со сверстниками. Ведь дети в первую очередь берут пример со своих родителей, в том числе и перенимают поведение родителей во время общения с другими.

Вторую группу составляют родители, которые не видят проблемы в сложившихся трудностях, а если впоследствии и признают ситуацию не совсем нормальной, то обвиняют во всем всех, кроме себя, в том числе и учителей, которые якобы не смогли организовать общение детей в классе. Как правило, дети в этой группе агрессивны и не умеют общаться, а их родители руководствуются не совсем верными принципами воспитания. Часто именно позиция родителей и является основной причиной неприятия ребенка окружающими. Ребенок принимает позицию родителей, и в своей дальнейшей жизни он тоже будет обвинять окружающих во всех своих проблемах, но никак не признает виноватым себя. Ребенок впоследстнии будет считать себя выше других и не будет учитывать мнение и интересы других детей, а это первый шаг на пути к конфликту. Возможно, его просто будут игнорировать.

Но бывают ситуации, когда такие родители правы. Некоторые учителя могут непрофессионально подходить к своим обязанностям и свое негативное отношение к ребенку или его родителям переносить на уроки, делать ребенку замечания и всячески показывать свое неприязненное отношение к нему.

Впоследствии другие дети перенимают позицию учителя, и возникает конфликт ребенка с окружающими. Наш совет родителям: ни в коем случае не надо жаловаться на обидчиков администрации школы или их родителям, это только усложнит ситуацию и вызовет новую волну негативного отношения к вашему ребенку. Обидчики станут лишь осторожнее и изощреннее в своих издевках.

Ребенок должен сам разрешить проблемные отношения с другими, а родители могут лишь помочь ему в этом. В таком случае ребенок сам решит проблему, и его самооценка повысится, и в будущем он уже будет выходить из конфликтных ситуаций при помощи своего жизненного опыта. Чем больше у него будет личных побед, тем проще ему будет в дальнейшем.

Наиболее частый тип реакции родителей мы включили в третью группу. Это родители, которые осознают наличие конфликта и готовы сотрудничать с учителем и психологом, чтобы помочь ребенку выбраться из этой ситуации.

По наблюдениям психологов, дети сами становятся причиной того, что их отвергает коллектив. Интереснее обижать того, кто обижается и начинает плакать, если его немного подразнить. Дети не всегда адекватно реагируют на действия своих сверстников, и это зачастую становится причиной насмешек над ними и дальнейшего отчуждения от коллектива.

Что же делать родителям, если они обнаружили, что их ребенка отвергает коллектив? В первую очередь родителям нужно наладить контакт со своими детьми.

Дети должны делиться своими переживаниями, в том числе и плохими. Если же ребенок не рассказывает ничего родителям, но те заметили странности в его поведении, надо понаблюдать за ним и попробовать ненавязчиво вывести на разговор. Существует несколько общих симптомов, по которым можно определить наличие конфликта у ребенка со сверстниками. Вот они:

  1. Вы заметили, что с каждым днем ребенок неохотнее идет в школу и рад любой возможности избежать этого похода, хотя раньше он с удовольствием учился, то же самое характерно и для дворовых конфликтов. Если ваш ребенок всегда подолгу гулял на улице, а потом неожиданно заявляет, что не хочет идти гулять, и так продолжается некоторое время, значит, есть проблема;
  2. Ребенка можно увидеть плачущим без причины, хотя ранее этого не наблюдалось;
  3. Ребенок не говорит об одноклассниках и своих уличных друзьях; ребенок возвращается после школы или прогулок во дворе подавленным и мало говорит о своих приключениях за стенами дома;
  4. Не знает, у кого можно узнать уроки, или вообще отказывается с кем-либо общаться;
  5. У ребенка отсутствуют друзья, никто не приглашает его в гости, и он никого не хочет звать к себе домой.

Возможностей повернуть ситуацию вспять или хотя бы изменить ее в лучшую сторону достаточно много. Один из верных способов для преодоления конфликта - это озадачить обидчиков нестандартной реакцией, ведь дети привыкают к реакции вашего ребенка на обиду, будь то плач или драчливость, и это их начинает веселить. Если ребенок в следующий раз прореагирует на обиду совсем по-другому, то это смутит обидчиков, и он сможет какое-то время управлять ситуацией и использовать это для преодоления конфликта.