Компьютер - друг или враг?

На сегодняшний день компьютер уверенно занимает свое место в жизни многих людей, и с каждым днем он охватывает все большие и большие просторы. Назревает вопрос: это наш помощник или нет? Все семьи делятся на те, которые имеют и не имеют компьютер дома, а потом происходит деление на семьи, в которых компьютер активно используется в повседневной жизни, семьи, где не особенно поддерживается увлечение им детей.

Некоторые родители категорически отвергают «компьютерную» форму препровождения свободного времени ребенка, а другие не запрещают сидеть за компьютером, но постоянно испытывают внутреннюю тревогу: ребенок допоздна сидит за монитором, мало общается со сверстниками, редко бывает на улице. Так ли это на самом деле? Рассмотрим основные предубеждения, связанные с компьютером.

Первое - постоянное пребывание в «виртуале» вредит развитию ребенка, в том числе интеллектуальному и эмоциональному. Да, с одной стороны, ребенок теряет интерес к самостоятельному мышлению, чтению, ручному труду, он становится пассивным потребителем информации, говорят, «рабом Интернета», но с другой - некоторые дети используют Интернет и в качестве библиотеки. Ведь совсем не обязательно ехать в библиотеку, когда, не выходя из дома, можно получить доступ к не меньшему источнику информации, а подчас и более точному и быстрому.

Ребенок может встретиться в Сети с тем, от чего мы хотели бы уберечь его в реальной жизни. В Интернете можно «набрести» на сайты националистических, террористических организаций, но ведь он не застрахован и в реальной жизни от встречи с этой частью нашего бытия. Что можно сказать в этом случае? Только постоянный контроль, доверительные отношения между ребенком и родителями смогут обеспечить воспитание критичности мышления и возможность осознания полезной и негативной информации.

Предубеждение второе - компьютер не дает ребенку полноценного общения со сверстниками, а некоторым и полностью его заменяет. Не совсем так.

Основная проблема заключается в каждом конкретном ребенке. Некоторым детям, испытывающим сложности в общении со сверстниками в реальном мире, компьютер дает возможность найти в виртуальном мире собеседника и даже друга. И снова мы сталкиваемся с положительной и отрицательной стороной вопроса.

Острым вопросом в любых рассуждениях о пользе компьютера являются компьютерные игры. Что они несут? Пользу или вред? Попробуем рассмотреть этот вопрос поподробнее. Положительные качества игр, как компьютерных, так и простых (например, настольных и дворовых), приблизительно одинаковы. Игры учат ребенка следовать какому-то набору правил, добиваться результатов, и дух соперничества заставляет его улучшать свои навыки. У игрока (все равно -компьютерного или дворового) постепенно формируются такие качества, как воля к победе, терпение, настойчивость в достижении цели. В компьютерных играх ребенок, переходя от простых игр к сложным, будет вынужден больше думать, и в итоге интеллектуальный уровень повысится.

С другой стороны, компьютер несет с собой определенный вред здоровью ребенка. Он дает очень большую нагрузку на зрительные органы, хотя справедливости ради надо заметить, что вред от компьютера не больше чем от телевизора. Есть несколько правил, которые помогут свести вред от работы с компьютером к минимуму:

  • Первое: нельзя забывать об обязательных перерывах в занятиях на компыотере (каждый час не менее 15 мин), гимнастике для глаз. Нужно постоянно контролировать зрение у врача-окулиста и при первых признаках его ухудшения резко снизить время занятий на компьютере.
  • Второе: необходимо проконсультироваться со специалистом перед покупкой компьютера и выяснить характеристики экрана монитора (наименее вредным считается жидкокристаллический монитор).
  • Третье: обязательно следите за тем, чтобы ребенок контролировал свою позу во время занятий на компьютере, чтобы у него не возникло нарушений осанки.

Необходимо следить за физическим самочувствием ребенка, состоянием его нервной системы, и если его общее состояние не совсем в норме, то лучше подождать с работой на компьютере до повышения жизненнго тонуса во избежание перегрузок организма.