Расстройства привязанности у детей

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Что такое Расстройства привязанности у детей -

Расстройства привязанности – фактор риска психосоциальной неприспособленности, при котором у ненадежно привязанных детей хорошая адаптация к своей среде, не появляются психиатрические проблемы; а у небольшого количества детей проявляет чрезвычайно аномальный образец привязанности, который приводит к выраженному страданию или социальным нарушениям. Как раз последний вариант можно считать расстройством привязанности.

Образцы привязанности детей к своим родителям и другим воспитателям имеют очень большое значение для развития. Преуспевание детей с ненадежной привязанностью в психологическом и социальном плане меньше, чем у ненадежно привязанных детей.

Виды расстройства привязанности у детей

1. Дезингибированное (расторможенное)

При этом виде клиническая картина хорошо видна. У ребенка нет нормальной избирательности по отношению к людям, к которым он обращается. Социальные взаимодействия с незнакомыми людьми плохо модулированы. В младенческом возрасте такие дети имеют тенденцию цепляться к незнакомым и малознакомым, в более старшем детском возрасте стремятся привлечь внимание взрослых и вступают в неразборчивые дружеские отношения.

Исследователи собирают данные, служащие доказательством, что расторможенное расстройство привязанности может быть результатом неоднократной замены воспитателя в первые годы жизни. Это касается частой замены приемной семьи и воспитания малыша в детдоме, где часто меняются няни и воспитатели.

2. Ингибированное

Симптомы тут видны не четко. Согласно Международной классификации болезней-10, этот тип называется «реактивное расстройство привязанности». Социальные взаимодействия ингибированы (подавлены, заторможены), амбивалентны или сверхбдительны. Ребенок может реагировать на воспитателя избеганием, приближением, сопротивляться утешению или может выказывать застывшую настороженность.

Дети с таким расстройством привязанности часто несчастны, им не хватает эмоциональной отзывчивости, и они могут агрессивно реагировать на свое или чужое страдание. Некоторые исследователи считают, что расстройства привязанности такого типа – результат жестокого обращения с ребенком в его младенческие годы. Но такая связь не нашла прямых подтверждений.

Чем отличаются расстройства привязанности и ненадежная привязанность?

40% детей считаются ненадежно привязанными, а расстройства привязанности – явление достаточно редкое. Также ребенок может быть ненадежно привязан к одному ключевому воспитателю (имеются в виду в том числе родные люди), а к другим достаточно привязан. К примеру, может быть ненадежная привязанность к отцу, но нормальная к матери. А расстройство привязанности более тяжелое и распространенное.

Третье отличие – ненадежная привязанность не обязательно вызывает страдания или социальные нарушения, а расстройство привязанности обязательно вызывает.

Симптомы Расстройств привязанности у детей:

Расстройства привязанности у детей

Признаки патологической привязанности различных видов расстройства привязанности у детей:

1. Мать держит рядом с собой, постоянно держит за руку, обнимает и т. п. ребенка от 5-6 лет. Приход незнакомого человека в помещение или обращение врача приводит к тому, что ребенок стремится прижаться к матери, «спрятаться» за ней или возле нее.

2. Ребенок старается постоянно видеть мать и находиться рядом. Протестует, когда врач предполагает более легкое заболевание, которое не требует длительного лечения.

3. Мать опасается оставлять ребенка старше 6-7-ми лет одного в кабинете врача или не отпускает на обследование. Ребенок при предположительной короткой разлуке с матерью реагирует резким повышением тревоги.

4. Наоборот – мать старается дистанциировать сына/дочь от себя, отказывается ему в адекватном физическом контакте, но всё же постоянно старается держать его в поле зрения, рассказывая о симптомах.

5. Мать эмоционально отстраненная, когда рассказывает о симптомах ребенка. Она говорит словно о чужом человеке, не смотрит на реакцию сына/дочери.

Диагностические критерии расстройства привязанности у детей:

1. Тяжесть

Дети не привязаны ни в каком осмысленном значении. У них нет прочных взаимоотношений с матерью, отцом, воспитателем, другими близкими людьми.

2. Устойчивость

Проблемы привязанности проявляются с несколькими воспитателями (имеются в виду в том числе родные люди).

3. Страдание/недееспособность

Расстройства привязанности приводят к устойчивому страданию или социальной недееспособности ребенка. Это вызвано в том числе недостатком нормальных взаимоотношений привязанности, а также сопутствующими социальными трудностями.

4. Начинается в возрасте до 5-ти лет

Это психическое расстройство может быть найдено даже у детей до 3-х лет.

5. Не аутистическое

Нарушение социальных связей ребенка не относится к расстройства аутистического характера. Важно отсутствие других аутистических нарушений, таких как ритуалистическое и повторяющееся поведение и трудности в коммуникациях. В отношениях со взрослыми, как правило, проявляются способности к социальной взаимности и отзывчивости. Но, пока ребенок живет в неблагоприятных социальных обстоятельствах, его социальный потенциал может быть незаметен. Терапией в таких случаях может выступать благоприятная воспитательная среда.

6. Умственный возраст более 10-12 месяцев.

У ребенка с тяжелой генерализованной недостаточной обучаемостью избирательные привязанности могут не проявляться только по причине недостижения этим ребенком умственного возрасте, когда они могут проявиться в принципе. Это не основание для дополнительного диагноза расстройства привязанности.

7. Патогенное попечение

Неоднократная замена основного воспитателя считается аномальной воспитательной ситуацией. Она препятствует образованию стабильных привязанностей. Также на привязанности влияет устойчивое пренебрежение основными эмоциональными или физическими потребностями ребенка со стороны родителей или воспитателей. Расстройство привязанности, как правило, связано с патогенным попечением, но это не является диагностическим требованием по МКБ-10.

Диагностика Расстройств привязанности у детей:

Для ранней диагностики расстройства привязанности у детей на приеме педиатр обращает особенное внимание на отношения матери и ребенка. Врач должен поинтересоваться взаимоотношениями между всеми членами семьи, последствиями этих отношений. Врачи отмечают для себя стиль воспитания ребенка, удовлетворение его интересов, отношение к учебе, наличие своего пространство (рабочий стол, спальное место и т. п.).

Врачи узнают о таких аспектах:

- частота соматических заболеваний

- быстрота выздоровления

- «необъяснимые» соматические симптомы

- неадекватная реакция на проводимую терапию

- влияние ухода других членов семьи (кроме матери) на течение болезни – с кем-то ребенку может быть легче, а с кем-то его состояние усугубляется

- как мать относится к заболеваниям сына/дочери (например, у нее может не быть надежд на быстрое выздоровление, или мать склонна преувеличивать тяжесть заболевания)

- наличие сформировавшегося в семье понятия «у нас ребёнок крайне болезненный».

При диагностике расстройства привязанности у детей следует проводить дифференциацию с некоторыми состояниями ребенка. При тяжелых гиперактивных расстройствах (например, гиперкинез) у ребенка может быть неразборчивое дружелюбие и расторможенность, как и при расстройстве привязанности. Такие же симптомы могут быть при мании, а также после повреждения лобной доли (как результат закрытой черепно-мозговой травмы).

При социальной фобии и застенчивости может быть отмечено торможение. Обычно заметно, что застенчивые и социально тревожные дети привязаны к своим маме и папе. Это может быть трудно диагностировать при тяжелой генерализованной недостаточной обучаемости у ребенка.

Врач при оценке ребенка собирает историю болезни, отпрашивая родителей, воспитателей или других близких людей ребенка и наблюдает малыша в различных обстоятельствах. Оцениваются различные аспекты привязанности:

1. Безопасное прибежище

Врач узнаёт, есть ли у ребенка люди, к которым он может обратиться в тяжелое для него время? Может ли он получить у кого-то утешение и доверять кому-то? Дети, у которых обнаруживают расстройство привязанности, могут не искать утешения или искать его нестандартными для детей его возраста способами.

2. Надежная основа

Ребенок может отважиться выйти исследовать окружающую среду, возвращаясь к близким людям, когда это нужно для его безопасности? При расстройстве привязанности ребенок может быть заторможен, когда ему предстоит исследовать внешнюю среду, или же может быть расторможен, но не будет уделять внимание своей безопасности.

3. Связь любви

У ребенка может быть отсутствие любви, или же любовь может выявляться неразборчиво.

4. Избирательность

Ребенок выбирает фигурами привязанности незнакомых или малознакомых взрослых, ищет у них утешения, выказывает теплые чувства или цепляется к ним при расстройстве привязанности.

5. Обращение ролей

Ребенок чувствует себя воспитателем, проявляя это по отношению к взрослым (родителям, учителям) или сверх меры их контролирует.

Также полная оценка включает установление времени начала проблем, тип и качество воспитания сейчас и в прошлые годы. Также врачи учитывают более широкие социальные нарушения. Например, следует уточнить, насколько хорошо ребенок идет на контакт с одногодками и другими детьми? Имеет ли он склонность игнорировать или нападать морально или физически на других, когда зол или расстроен?

Врачи наблюдают, есть ли у малыша признаки тяжелой генерализованной недостаточной обучаемости и аутистических нарушений. Эти отклонения похожи на расстройства привязанности, потому важен дифференциальный диагноз. Вероятно, врачи будут принимать во внимание гиперкинез или травму мозга как альтернативное объяснение чрезмерной фамильярности со взрослыми, плохих контактов с потенциальными товарищами и друзьями. Но неспособность искать утешение у фигуры привязанности при страдании не объясняется гиперкенезом или травмой мозга.

Оценка полученного ребенком воспитания

Врачи должны узнать общее количество главных воспитателей и сравнить его с числом замен. Также определяется качество воспитания – насколько оно теплое, эмоционально доступное, есть ли со стороны воспитателей враждебность по отношению к ребенку или жестокое обращение. Информантами могут выступать не только родители, но и другие близкие родственники или патронажные сестры. Врач проводит прямое наблюдение взаимодействия между ребенком и его теперешним воспитателем, акцентируясь на нечутком или несоответствующем реагировании и необычном поведении малыша.

Лечение Расстройств привязанности у детей:

Ведение

Основной целью ведения является улучшения воспитательной среды ребенка. Социальным службам и судам предоставляется соответствующая консультация по этой теме. Если с ребенком на данный момент плохо обращаются, следует заменить воспитателей. Если ребенок часто менял приемные семьи или вырос в детском доме, где часто менялись воспитатели и няни, то ему необходимы усыновители, постоянные приемные родители.

Течение и прогноз

Ранние трудности с привязанностью можно ликвидировать, улучшив социальные обстоятельства ребенка – как было сказано, ему нужна стабильная и заботливая, любящая семья. Но так проблема привязанности не ликвидируется на 100%. То, насколько такие дети после взросления станут пренебрегающими или жестокими родителями, зависит не только от обстоятельств во взрослом возрасте, но и от степени их применения со своим прошлым. Они должны осознать, что были брошены своими воспитателями, смогли пройти это и двинуться дальше.

Профилактика Расстройств привязанности у детей:

У младенца привязанность возникает от врожденной необходимости в связи с человеком, который будет его «обслуживать», то есть удовлетворять биологические потребности, такие как тепло, пища, защита от внешних раздражителей и угроз.

Для нормального развития привязанности у ребенка необходим психологический комфорт, который влияет на формирования у младенца чувства защищённости и доверия к окружающему миру. Важно формирование у матери привязанности к младенцу и ее желание заботиться о нем. Адекватность, зрелость поведения матери закладывает основы привязанности у ребенка и основы его психического здоровья. Потому опыт отношения родителей и детей в первые года жизни влияет на психологическое, социальное и личностное развитие ребенка, в том числе на формирование нормальной привязанности.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройства привязанности у детей:

Психолог

Психиатр

Психотерапевт

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Расстройств привязанности у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.


Другие заболевания из группы Болезни ребенка (педиатрия):

Bacillus cereus у детей
Аденовирусная инфекция у детей
Алиментарная диспепсия
Аллергический диатез у детей
Аллергический конъюнктивит у детей
Аллергический ринит у детей
Ангина у детей
Аневризма межпредсердной перегородки
Аневризма у детей
Анемии у детей
Аритмия у детей
Артериальная гипертензия у детей
Аскаридоз у детей
Асфиксия новорожденных
Атопический дерматит у детей
Аутизм у детей
Бешенство у детей
Блефарит у детей
Блокады сердца у детей
Боковая киста шеи у детей
Болезнь (синдром) Марфана
Болезнь Гиршпрунга у детей
Болезнь Лайма (клещевой боррелиоз) у детей
Болезнь легионеров у детей
Болезнь Меньера у детей
Ботулизм у детей
Бронхиальная астма у детей
Бронхолегочная дисплазия
Бруцеллез у детей
Брюшной тиф у детей
Весенний катар у детей
Ветряная оспа у детей
Вирусный конъюнктивит у детей
Височная эпилепсия у детей
Висцеральный лейшманиоз у детей
ВИЧ-инфекция у детей
Внутричерепная родовая травма
Воспаление кишечника у ребенка
Врожденные пороки сердца (ВПС) у детей
Геморрагическая болезнь новорожденных
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) у детей
Геморрагический васкулит у детей
Гемофилия у детей
Гемофильная инфекция у детей
Генерализованая недостаточная обучаемость у детей
Генерализованное тревожное расстройство у детей
Географический язык у ребенка
Гепатит G у детей
Гепатит А у детей
Гепатит В у детей
Гепатит Д у детей
Гепатит Е у детей
Гепатит С у детей
Герпес у детей
Герпес у новорожденных
Гидроцефальный синдром у детей
Гиперактивность у детей
Гипервитаминоз у детей
Гипервозбудимость у детей
Гиповитаминоз у детей
Гипоксия плода
Гипотония у детей
Гипотрофия у ребенка
Гистиоцитоз у детей
Глаукома у детей
Глухота (глухонемота)
Гонобленнорея у детей
Грипп у детей
Дакриоаденит у детей
Дакриоцистит у детей
Депрессия у детей
Дизентерия (шигеллез) у детей
Дисбактериоз у детей
Дисметаболическая нефропатия у детей
Дифтерия у детей
Доброкачественный лимфоретикулез у детей
Железодефицитная анемия у ребенка
Желтая лихорадка у детей
Затылочная эпилепсия у детей
Изжога (ГЭРБ) у детей
Иммунодефицит у детей
Импетиго у детей
Инвагинация кишечника
Инфекционный мононуклеоз у детей
Искривление носовой перегородки у детей
Ишемическая нейропатия у детей
Кампилобактериоз у детей
Каналикулит у детей
Кандидоз (молочница) у детей
Каротидно-кавернозное соустье у детей
Кератит у детей
Клебсиелла у детей
Клещевой тиф у детей
Клещевой энцефалит у детей
Клостридиозы у детей
Коарктация аорты у детей
Кожный лейшманиоз у детей
Коклюш у детей
Коксаки- и ECHO инфекция у детей
Конъюнктивит у детей
Коронавирусная инфекция у детей
Корь у детей
Косорукость
Краниосиностоз
Крапивница у детей
Краснуха у детей
Крипторхизм у детей
Круп у ребенка
Крупозная пневмония у детей
Крымская геморрагическая лихорадка (КГЛ) у детей
Ку-лихорадка у детей
Лабиринтит у детей
Лактазная недостаточность у детей
Ларингит (острый)
Легочная гипертензия новорожденных
Лейкоз у детей
Лекарственная аллергия у детей
Лептоспироз у детей
Летаргический энцефалит у детей
Лимфогранулематоз у детей
Лимфома у детей
Листериоз у детей
Лихорадка Эбола у детей
Лобная эпилепсия у детей
Мальабсорбция у детей
Малярия у детей
МАРС у детей
Мастоидит у детей
Менингиты у детей
Менингококковая инфекция у детей
Менингококковый менингит у детей
Метаболический синдром у детей и подростков
Миастения у детей
Мигрень у детей
Микоплазмоз у детей
Миокардиодистрофия у детей
Миокардит у детей
Миоклоническая эпилепсия раннего детского возраста
Митральный стеноз
Мочекаменная болезнь (МКБ) у детей
Муковисцидоз у детей
Наружный отит у детей
Нарушения речи у детей
Неврозы у детей
Недостаточность митрального клапана
Незавершенный поворот кишечника
Нейросенсорная тугоухость у детей
Нейрофиброматоз у детей
Несахарный диабет у детей
Нефротический синдром у детей
Носовое кровотечение у детей
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей
Обструктивный бронхит у детей
Ожирение у детей
Омская геморрагическая лихорадка (ОГЛ) у детей
Описторхоз у детей
Опоясывающий герпес у детей
Опухоли головного мозга у детей
Опухоли спинного мозга и позвоночника у детей
Опухоль уха
Орнитоз у детей
Осповидный риккетсиоз у детей
Острая почечная недостаточность у детей
Острицы у детей
Острый гайморит
Острый герпетический стоматит у детей
Острый панкреатит у детей
Острый пиелонефрит у детей
Отек Квинке у детей
Отит среднего уха у детей (хронический)
Отомикоз у детей
Отосклероз у детей
Очаговая пневмония у детей
Парагрипп у детей
Паракоклюш у детей
Паратрофия у детей
Пароксизмальная тахикардия у детей
Паротит у детей
Перикардит у детей
Пилоростеноз у детей
Пищевая аллергия ребенка
Плеврит у детей
Пневмококковая инфекция у детей
Пневмония у детей
Пневмоторакс у детей
Повреждение роговицы у детей
Повышение внутриглазного давления
Повышенное давление у ребенка
Полиомиелит у детей
Полипы в носу
Поллиноз у детей
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей
Преждевременное половое развитие
Пролапс митрального клапана
Пролапс митрального клапана (ПМК) у детей
Протейная инфекция у детей
Псевдотуберкулез у детей
Психические расстройства у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью
Пупочная грыжа у детей
Рак гортани у детей
Рассеянный склероз у детей
Расстройства сна у детей
Расстройство поведения у детей
Рахит у детей
Ревматизм у детей
Ревматоидный артрит у детей
Реовирусная инфекция у детей
Респираторная микоплазменная инфекция у детей
Респираторно-синцитиальная инфекция у детей
Респираторный хламидиоз у детей
Ретинопатия недоношенных
Риновирусная инфекция у детей
Рожа у детей
Ротавирусный гастроэнтерит у детей
Сальмонеллез у детей
Сахарный диабет у детей
Сепсис у новорожденного
Серная пробка у детей
Сибирская язва у детей
Синдром вегетативной дистонии
Синдром внезапной смерти у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром раздражённого кишечника у детей
Синдром Рея у детей
Синегнойная инфекция у детей
Системные васкулиты у детей
Сифилис у детей
Скарлатина у детей
Склеродермия у детей
Спазмофилия у детей
Специфические фобии у детей
СПИД у детей
Спина бифида у детей
Средиземноморская (марсельская) лихорадка у детей
Срединная киста шеи у ребенка
Стафилококковая инфекция у детей
Стеноз гортани у детей
Столбняк у детей
Стрептококковая инфекция у детей
Стрептококковый фарингит у детей
Теменная эпилепсия у детей
Тики у детей
Тирозинемия
Токсокароз у детей
Токсоплазмоз у детей
Тонзиллит у детей
Травмы носа у детей
Травмы уха у детей
Трахома у детей
Тревожное расстройство в связи с разлукой
Тревожные расстройства у детей
Трихинеллез у детей
Трихоцефалез у детей
Тромбоцитопеническая пурпура у детей
Туляремия у детей
Увеит у детей
Фарингит у детей
Фебрильные судороги у детей
Фекальное загрязнение у детей
Фенилкетонурия (ФКУ) у детей
Функциональная диспепсия у детей
Хламидиоз у детей
Холера у детей
Холецистит у детей
Хондроперихондрит гортани
Хориоменингит и лимфоцитарный менингоэнцефалит у детей
Хроническая почечная недостаточность у детей
Хронические гепатиты у детей
Хронический бронхит у детей
Хронический гайморит
Хронический гастрит и гастродуоденит у детей
Хронический панкреатит у детей
Хронический пиелонефрит у детей
Целиакия у детей
Церебральный паралич у детей (ДЦП)
Цирроз печени у детей
Цистит у детей
Цитомегаловирусная инфекция у детей
Черепно-мозговая травма у детей
Экстрасистолия у детей
Элективный мутизм у детей
Эндемический сыпной тиф у детей
Энтеробиоз у детей
Энтеропатогенный эшерихиоз у детей
Энурез у детей
Энцефалит у детей
Энцефалопатия перинатальная
Эпидемический сыпной тиф у детей
Эпилепсия у детей
Язва у детей
Язвенно-некротический энтероколит
Ячмень у детей
Ящур у детей


Если Вас интересуют еще какие-нибудь виды болезней и группы заболеваний человека или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.