Законодательные, организационные и административные мероприятия по санитарной охране почвы

Среди всех групп мероприятий наиболее важными являются разработка и внедрение законодательных актов национального и международного уровней, направленных на регулирование процессов образования и обезвреживания отходов, взаимодействие государственных и частных коммерческих структур, производств, отдельных граждан в области хранения отходов. Проблема утилизации отходов является актуальной для всех индустриальных стран мира. Примером международного сотрудничества в этой области является проведение Международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1995 г., на которой была принята 21-я резолюция. В этом документе разработаны общие подходы разных стран к проблеме обращения с отходами, направленные на изменение мировоззрения граждан, общественно-социальная деятельность которых является основным фактором образования отходов. Распространение принципа "NIMBY" (not in my backyard) - "только не на моем дворе", достаточно усложнило поиски новых мест для обустройства свалок и других объектов для захоронения и переработки отходов. В 1995 г. Европейский Союз утвердил "принцип близости", согласно которому отходы следует перерабатывать как можно ближе к месту их образования. Отходы не могут быть предметом экспорта в страны, где их переработка обходится дешевле или действуют менее жесткие требования к защите окружающей среды.

Направление действий международного сообщества по положениям 21-й резолюции в сфере управления отходами можно изложить следующими тезисами:

1. Сокращение количества отходов:

  • сокращение или стабилизация количества отходов, подлежащих депонированию;
  • внедрение производителями обязательного контроля за качественным составом отходов и их количеством;
  • внедрение мероприятий по сокращению токсических и потенциально опасных для окружающей среды отходов;
  • разработка государственных планов снижения количества отходов.

2. Развитие безопасных для окружающей среды технологий вторичного использования и утилизации отходов:

  • усиление государственных систем вторичного использования и утилизации отходов;
  • доступ к достоверной информации;
  • поощрение вторичного использования и утилизации отходов;
  • разработка государственных планов вторичного использования отходов;
  • выполнение программы информирования общественности по проблеме.

3. Стимулирование безопасного для окружающей среды депонирования отходов:

  • разработка государственных планов управления отходами;
  • поощрение переработки отходов в пределах каждой страны;
  • депонирование отходов по принципу "производитель отходов платит".

Таким образом, под законодательными мероприятиями в области санитарной охраны почвы следует понимать систему юридически закрепленных документами мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения почвы, обеспечения рационального использования земельных ресурсов в интересах сохранения и укрепления здоровья населения. В законодательных документах определены обязанности и права предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан относительно санитарной охраны почвы.




Наиболее просматриваемые статьи: