Метод профилактики рака и других тяжелых неинфекционных болезней на основе холизма и гомеопатии

Ясинчук Андрей Алексеевич, г.Тольятти

Профилактика рака в этом докладе рассматривается, как часть профилактики неинфекционных заболеваний. Генеральная Ассамблея ООН весной 2010 года приняла резолюцию «Профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними». Эта резолюция ставит цель остановить растущую тенденцию преждевременной смертности от неинфекционных болезней во всем мире. На официальном сайте ООН в связи с этим опубликованы статистические данные по этой теме. ( www.unic.ru/bill/?ndate=2009-07-09#2475 )

На сегодняшний день неинфекционные заболевания являются причиной более 60% всех случаев смерти на Земле. От этих болезней – главным образом, от сердечно-сосудистых заболеваний, рака, хронических респираторных болезней и диабета – ежегодно умирает почти 35 миллионов человек. В том числе 9 миллионов человек в возрасте до 60 лет. Эти 9 миллионов в год называют потенциально предотвратимыми случаями преждевременной смерти.

Резолюция ООН указывает на опасность, которую представляют неинфекционные заболевания для экономики многих государств, «в результате чего неравенство между странами и народами углубляется, ставя под угрозу достижение согласованных на международном уровне целей в области развития ...».

В России за последние 10 лет заболеваемость, в частности, злокачественными новообразованиями увеличилась на 14 процентов, а ежегодный прирост смертности от рака составляет до 1,5 процентов. Каждый год от рака умирает более 285 тысяч россиян, только каждый пятый из них — курильщик. ( www.medportal.ru/mednovosti/news/2009/10/29/cancer/ ) Наиболее распространенным в России видом злокачественных опухолей является рак молочной железы. Второе и третье места занимают рак женских половых органов и рак предстательной железы соответственно. ( www.medportal.ru/mednovosti/news/2009/12/21/rucancer/ )

По прогнозам ВОЗ, за период с 2006 по 2015 год число случаев смерти от неинфекционных болезней в мире возрастет на 17%. (  www.demoscope.ru/weekly/2010/0411/mir01.php#9 ) Официальный сайт ВОЗ сообщает: «Несмотря на то, что за последние десятилетия показатели смертности во многих странах с высоким уровнем дохода стабилизировались или снизились, данные научных исследований позволяют предполагать, что смертность от неинфекционных болезней возрастает во всех регионах мира». ( www.who.int/mediacentre/news/notes/2010/noncommunicable_diseases_20100514/ru/index.html )

На основании этих данных можно сделать практический вывод, что общепонятные и общепринятые в настоящее время подходы к профилактике неинфекционных заболеваний недостаточно эффективны. Из перечисленных выше болезней в большей степени это касается профилактики рака. Следовательно, для эффективного решения этой задачи, в дополнение к общепринятым, нужны принципиально новые продуктивные подходы. В этом докладе предложено теоретическое обоснование принципиально нового метода профилактики рака и других наиболее распространенных тяжелых неинфекционных заболеваний.

На первый взгляд, перечисленные выше неинфекционные заболевания - это разрозненные, не связанные между собой болезни с разной этиологией. Однако одновременный значительный рост заболеваемости этими болезнями во всех регионах мира, в том числе у молодых людей, позволяет сделать вывод о наличии у неинфекционных заболеваний общего сильного причинного фактора, который этиологически объединяет эти болезни в единую группу заболеваний.

Медицина более успешно решает задачи профилактики тех групп заболеваний, для которых известен общий этиологический фактор, то есть - причина, без которой болезни этой группы не возникают. Например, для инфекционных болезней общим этиологическим фактором является возбудитель инфекции, для авитаминозов - дефицит витамина. Исходя из общего этиологического фактора, строится эффективная и общедоступная профилактика многочисленных и разнообразных болезней, которые входят в эти большие группы заболеваний. Устранение этиологического фактора позволяет более просто и эффективно предупреждать болезнь, чем устранение факторов риска болезни.

По аналогии с инфекциями и авитаминозами, можно сделать вывод: если найти общий этиологический фактор для группы неинфекционных заболеваний, это даст возможность значительно проще и эффективнее предупреждать болезни этой групы. (См. примечание 1)

В отличие от инфекций и авитаминозов, этиология неинфекционных заболеваний более сложная, многофакторная, для многих из этих болезней известна лишь фрагментарно. В подтверждение приведу высказывание хирурга-онколога, члена-корреспондента РАМН В.Ф.Семиглазова об этиологии рака: «У современной медицины пока ограничены возможности контролировать заболеваемость раком, поскольку в большинстве случаев неизвестны точные механизмы развития злокачественных опухолей.» ( www.medportal.ru/mednovosti/main/2009/12/07/oncology/ ) Следовательно, при рассмотрении только физико-химических процессов, то есть с позиций редукционизма, установить общий этиологический фактор для группы неинфекционных заболеваний не представляется возможным.

Основоположник гомеопатии Самуил Ганеман объясняет причины болезней и механизм лечебного действия гомеопатии с позиций витализма: для возникновения болезни необходимо нарушение жизненной силы организма, гомеопатические лекарства устраняют это нарушение и излечивают болезни. Согласно представлениям Ганемана, общим этиологическим фактором для группы неинфекционных заболеваний является нарушение жизненной силы. Следовательно, на основе этого этиологического фактора и гомеопатии можно создать метод профилактики болезней этой группы. (прим. 2)

Главный принцип гомеопатии: "Similia similibus curantur" ("Подобное излечивается подобным"). Этот принцип, который называют закон подобия, впервые сформулировал древнегреческий врач Гиппократ. Методики изготовления и назначения гомеопатических лекарств подробно разработал немецкий врач Ганеман. Поскольку Ганеман предложил рациональный метод для исследования и устранения нарушений жизненной силы, его идеи, с позиций современной философии, можно отнести к рациональному холизму.

В подтверждение приведу две цитаты о холизме из учебного пособия по философии науки для ВУЗов:

1) «Слово «холизм» происходит от греческого «холос» (целое). Это направление в биологии всегда подчеркивало принципиальное отличие живых организмов от неживых тел. Представители холизма считают, что в живом есть некоторое особое качество, которое отсутствует в неживой природе и принципиально отличает живое от неживого». (прим. 3)

2) «Рациональный холизм, допуская принципиальное отличие живого от неживого, тем не менее полагает, что возможно рациональное, научное познание этого отличия...». (прим. 4)

Сравним с современным определением витализма: «Витализм - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого.»(прим. 5) Сходство идей витализма и холизма очевидно. Чтобы понять отношения между этими направлениями в биологии, обратимся к истории холизма: «Холизм представляет собой интегративную и даже эклектичную философию. Поэтому его история должна включать в себя множество историй различных философских идей и мыслей, синтез которых привел к сегодняшнему содержанию холизма». (прим. 6) Можно сделать вывод, что идеи витализма в современной философии являются частью философии холизма.

Вернемся к принципам гомеопатии. Термин similium (подобное) в гомеопатии обозначает лекарство, которое излечивает пациента по принципу подобия. Similium оказывает целостное лечебное действие на организм, то есть, излечивает все болезни пациента, которые на уровне физико-химических процессов имеют различные этиологию и патогенез. Следовательно, для отдельно взятого пациента его similium имеет широту лечебного действия панацеи - «лекарства от всех болезней». Такая широта действия лекарства на отдельного пациента не противоречит представлениям редукционизма: организм это единая целостная система, в которой все органы и процессы взаимосвязаны, поэтому «нужно лечить не болезнь, а больного».

В литературе по гомеопатии есть указания на профилактику тяжелых болезней, как результат лечения гомеопатическими лекарствами. Например, Эдвард Уитмонт пишет: «Всякий защитник гомеопатии ... непременно сталкивается с вопросом: может ли гомеопатия лечить рак, лейкемию или менингит и имеем ли мы в арсенале своих средств нечто такое, что позволит нам померяться силами с современной химиотерапией и антибиотиками … Все это по большей части бывает основано на пренебрежении тем фактом, что многое инкурабельное может быть предупреждено средствами гомеопатии, и именно в сфере превентивной терапии гомеопатия просто и абсолютно не имеет себе равных». То есть, согласно Уитмонту, у similium, наряду с лечебным действием, есть также значительное профилактическое действие в отношение многих крайне тяжелых болезней. (прим. 7)

Важная особенность гомеопатических лекарств - большая индивидуальная специфичность их лечебного действия. Назначают эти лекарства не по диагнозу болезни, а на основании наиболее важных симптомов и индивидуальных особенностей каждого пациента. Для этого обычно требуется кропотливая работа врача-гомеопата с пациентом. На этапе профилактики и в начальной стадии болезней симптомы обычно скудные или отсутствуют, что значительно затрудняет назначение гомеопатических лекарств. Следовательно, большая индивидуальная специфичность действия лекарств является препятствием для широкого применения гомеопатии с целью профилактики неинфекционных заболеваний.

Для наглядности, широту лечебного действия similium можно представить в виде уравнения: (Широта лечебного действия similium) = (Широта лечебного действия панацеи) минус (Индивидуальная специфичность действия гомеопатических лекарств).

В моей врачебной практике я обнаружил ранее неизвестное явление: при совместном действии трех и более гомеопатических лекарств может исчезать индивидуальная специфичность действия гомеопатических лекарств. При этом лечебное действие таких комплексов лекарств аналогично действию similium. То есть, для таких комплексов лекарств широта совместного действия лекарств равна левой части вышеуказанного уравнения, а вычитаемое в правой части этого уравнения равно нулю: (Широта совместного действия гомеопатических лекарств) = (Широта лечебного действия similium) = (Широта лечебного действия панацеи) минус (Ноль)

Следовательно, в этом случае: (Широта совместного действия гомеопатических лекарств) = (Широта лечебного действия панацеи). Я назвал это явление «панацея-эффект гомеопатических лекарств». Правила назначения лекарств, при котором возникает это явление, я назвал «методика панацея-эффекта».

Поскольку действие панацея-эффекта аналогично действию similium, панацея-эффект гомеопатических лекарств, как и similium, устраняет нарушение жизненной силы пациента. То есть, устраняет общий этиологический фактор группы неинфекционных заболеваний и предупреждает болезни этой группы. При этом панацея-эффект не имеет индивидуальной специфичности действия. Следовательно, методику панацея-эффекта можно применить для широкой (не индивидуальной) первичной и вторичной профилактики неинфекционных заболеваний с помощью гомеопатических лекарств.

Методика панацея-эффекта создана на основе моих наблюдений за действием гомеопатических препаратов. Я обратил внимание, что при совместном действии нескольких лекарств иногда возникает резкий скачок широты их лечебного действия. Для возникновения панацея-эффекта в такой комплекс должны входить гомеопатические лекарства из всех трех царств природы: растительного, животного и минерального. Приведу высказывание Парацельса: «Я внимательно рассматривал многие вещи: камни, растения и животных. Они показались мне разбросанными буквами, по сравнению с которыми человек является полноценным, живым словом». (прим. 8)

В методике панацея-эффекта более важны правила составления комплексов лекарств, а не отдельные лекарства. Поэтому панацея-эффект можно получить при назначении комплексов из разных гомеопатических препаратов, составленных по одинаковым правилам. Разумеется, разные варианты комплексов имеют различные особенности действия. Для понимания панацея-эффекта можно использовать аналогию между гомеопатией и музыкой. С этой точки зрения, одно простое гомеопатическое лекарство можно рассматривать, как отдельную «ноту». Методику панацея-эффекта можно сравнить с составлением «аккордов» по законам гармонии. Количество нот в аккорде тоже может быть не менее трех. (прим. 9)

При изготовлении гомеопатических препаратов лекарственное сырье многократно разводят в воде до ничтожно малых коцентраций и при каждом разведении раствор многократно встряхивают. Этот процесс называется «динамизация». В результате исчезает вещественное действие лекарств и возникает невещественное динамическое действие на жизненную силу. Это похоже на явление, которое применяется в нанотехнологиях: при уменьшении частиц вещества до ничтожно малых размеров, у него появляются принципиально новые качества. На этапе профилактики и в начальной стадии болезней структурные патологические изменения обычно минимальны, преобладают функциональные нарушения. В такой ситуации динамическое действие гомеопатических лекарств особенно эффективно.

С лечебной целью методику панацея-эффекта можно применить в случаях, когда назначение гомеопатических лекарств по общепринятым методикам значительно затруднено. Например, если у пациента симптоматическая картина скудная, быстро меняется и т.п.

Гомеопатические лекарства применяются уже более 200 лет. У этих лекарств, в отличие от большинства других лекарственных средств, нет токсического и аллергенного действия. Поэтому длительное применение гомеопатических препаратов с профилактической целью безопасно. Изготавливают эти лекарства, в том числе, отечественные производители. Следовательно, на основе методики панацея-эффекта можно создать эффективный, безопасный и пригодный для врачебной практики метод профилактики рака и других тяжелых неинфекционных заболеваний. В качестве аналогии можно привести прием витаминов с целью профилактики авитаминозов. Разумеется, для каждого метода есть конкретные показания, есть противопоказания.

В докладе представлено теоретическое обоснование метода. Для подтверждения моих выводов нужно провести клинические исследования панацея-эффекта гомеопатических лекарств с помощью современных научных методик. Мои выводы основаны на наблюдениях из большой врачебной практики, как и приведенное выше мнение Уитмонта. (прим. 10) Немало значительных открытий в медицине были сделаны именно таким путем.

Приведу пример из профилактики инфекционных заболеваний. Игнац Земмельвейс, венгерский акушер и хирург, впервые в медицине установил причину инфекций, создал современный метод профилактики, антисептику, и доказал его эффективность почти на 20 лет раньше, чем Пастер и Кох открыли возбудителей инфекционных болезней. Идеи Земмельвейса вызвали жесточайшее сопротивление научного сообщества, даже Вирхов выступил против Земмельвейса. Реакция отрицания принципиально новых идей получила в научной литературе название «рефлекс Земмельвейса».

Явление панацея-эффекта можно использовать также с исследовательскими целями. Теоретически, панацея-эффект имеет бесконечную широту лечебного действия. Такая широта действия лекарств противоречит представлениям редукционизма. Поэтому исследование явления панацея-эффекта гомеопатических лекарств можно использовать, как объективное доказательство наличия в организме особого фактора, который в витализме называют «жизненная сила». (прим. 11) Этот вопрос может иметь важное практическое значение, потому что, согласно представлениям витализма, нарушение жизненной силы является причиной болезней, а устранение нарушения жизненной силы может излечивать и предупредить болезни.

Исследование гомеопатических лекарств с помощью методик доказательной медицины (которая создана на основе редукционизма) затруднено из-за большой индивидуальной специфичности лечебного действия этих лекарств. В подтверждение приведу отрывок из статьи А.В.Головатюка и Н.М.Титиевой: «Основная причина неоднозначности результатов плацебо-контролируемых исследований в гомеопатии заключается, на наш взгляд, в трудности совмещения индивидуальности гомеопатического метода с принципами доказательной медицины, которая основывается на анализе однородных коллективов пациентов с определенным клиническим диагнозом, не принимая во внимание их индивидуальности.» (прим. 12)

Особенно много споров возникает о лечебном действии гомеопатических лекарств в высоких разведениях, когда теоретически в растворе не остается ни одной молекулы лекарственного вещества, то есть за пределами числа Авогадро. Для решения этого вопроса можно использовать явление панацея-эффекта, при котором высокие разведения гомеопатических лекарств могут оказывать значительное лечебное действие без индивидуальной специфичности. Следовательно, исследование и применение этого явления можно использовать, как научную основу для сближения холизма и редукционизма в медицине.

В.И.Моисеев в учебном пособии по философии науки пишет: «Если проследить историю биологии, то можно отметить следующую основную тенденцию развития этой науки: развитие биологии происходило от принятия крайних форм холизма и редукционизма к постепенному сближению их позиций. Вначале, когда в биологии и медицине господствовал либо холизм, либо редукционизм, это были крайние формы обоих направлений, иррациональный холизм и сильный редукционизм, не способные воспринять плодотворные идеи противоположного лагеря. (Например, судьба Земмельвейса; примечание мое.) … Постепенно в биологии расширяются области применения физики и химии. Одновременно изменяются сами эти науки, все более приспосабливаясь к особенностям живых организмов. В целом можно сказать, что происходит сближение рационального холизма и слабого редукционизма. Это можно понять только при том условии, что своя часть истины содержится в каждом из этих направлений (как в холизме, так и в редукционизме), и здесь нужно не выбирать, но соединять все то хорошее, что есть в каждой точке зрения.» (прим. 13)

Идеи Ганемана можно использовать, как «связующее звено» между холизмом и редукционизмом: «Хотя основная идея витализма очень стара, Ганеман интегрировал ее в логически последовательную усовершенствованную теоретическую структуру, способную смягчить ее неопределенность. Это представляет собой шаг в правильном направлении, так как главным упущением виталистических объяснений философы науки считают попросту недостаток точности.» Автор этой цитаты философ Чибени предложил следующую модель отношений между теориями холизма и редукционизма в биологии: "Современная биология, без сомнения, невиталистична, однако этот факт автоматически не исключает постулирования виталистических теорий. Несмотря на все выдающиеся достижения биологии, некоторые аспекты феномена жизни все еще ставят ученых в тупик, и для более глубокого понимания живых существ могут потребоваться теории нового типа. Здесь мы вовсе не имеем в виду теории, которые конкурируют с биологией на ее же уровне, но теории, дающие дополнительные объяснения по той же тематике, как, например, психология идет дальше, чем нейрофизиология, в объяснении психических явлений.» (прим. 14)

Представленные в докладе наблюдения из врачебной практики и объяснение этих наблюдений противоречат общепринятым в настоящее время невиталистичным теориям медицины. В начале доклада был сделан вывод, что для эффективного решения задачи профилактики рака, в дополнение к общепринятым, нужны принципиально новые продуктивные подходы. Чтобы создать принципиально новый поход, нужно не игнорировать, а наоборот целенаправленно искать и исследовать факты, которые противоречат общепринятым теориям. Для объяснения таких фактов нужно использовать не только общепринятые в настоящее время теории медицины, но также философию, поскольку она подробно исследует альтернативные направления развития медицины в контексте предшествующей истории медицины.

Примечания:

1) В медицине уже есть примеры, когда подходы из этиологии и профилактики инфекций успешно применяют для профилактики рака. Например, в 2008 году Нобелевскую премию в области медицины получил Харальд Хаузен, который доказал, что некоторые вирусы папилломы человека могут вызывать рак шейки матки. На основе его открытия создана вакцина для профилактики этой разновидности рака.

2) Идеи витализма прошли через более двух тысяч лет развития европейской философии и медицины:

- «Витализм - так называется учение о "жизненной силе" как особом принципе или начале, управляющем явлениями, протекающими в живых организмах. … Таким признанием воодушевляющего живые организмы духовного принципа характеризуется учение анимистов или виталистов, среди которых можно отметить имена Платона, Аристотеля и в особенности Аретея (50 г. до Р. Х.), кажется, впервые употребившего выражение "жизненная сила", употреблявшееся с тех пор в течение всех последующих столетий вплоть до первой половины текущего века ...»

(Большой энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А. - Петербург, 1890—1907; www.dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/22576/%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC )

- «Неовитализм - термин, который впервые ввел в 1856 Вирхов, желая подчеркнуть отличие своей теории от прежних форм витализма. Принимая принцип каузальности и понятие закона, характерное для естественных наук, неовитализм пытается обосновать идею о том, что в жизни организмов действует особая сверхмеханическая, сверхматериальная жизненная закономерность. Представители неовитализма: Икскюль, Решке, Дриш и др.»

(Философский энциклопедический словарь — М.: Сов. Энциклопедия, 1983; www.dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/803/неовитализм )

- «Проект "нового" витализма был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, определившего жизнь как "совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти" ...». (Новейший философский словарь: 3-е изд. — Мн.: Книжный Дом, 2003; www.slovari.yandex.ru/витализм/Философский%20словарь/Витализм/ )

3) В.И.Моисеев. «Философия науки. Философские проблемы биологии и медицины. Учебное пособие для ВУЗов.» – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 277.

4) Там, же - С. 278.

5) Новейший философский словарь: 3-е изд.— Мн.: Книжный Дом, 2003. (slovari.yandex.ru/витализм/Философский%20словарь/Витализм/)

6) В.Л.Верещагин. К вопросу об истории холизма. // Журнал «Холизм и здоровье», 2009. - № 1 ( www.journal.celenie.ru/index.php/vereschagin?showall=1 )

7) E.Whithmont. Psyche and Substance: Essays on Homeopathy in the Light of Jungian Psychology. - Berkley, California – 1983. Приведена часть отрывка из главы: Проблемы лекарственных назначений при хронических заболеваниях. Несколько глав из этой книги опубликованы на сайте: www.similia.ru/gomeopat/fundamental.htm  Э.Уитмонт - юнгианский аналитик и врач-гомеопат. Он получил медицинское образование в Вене в 1936 г., в начале изучал психологию А.Адлера, потом пришел к гомеопатии, натуропатии, хиропрактике и йоге, а после 1940 г. познакомился с К.Г. Юнгом и стал одним из основателей Института К.Г.Юнга в Нью-Йорке.

8) Из книги: П.Майер. Парацельс – врач и провидец. - М.Алетейна, 2003.- С. 348.

9) Согласно представлениям философии Древней Греции, законы гармонии универсальны: «Гармония — одна из фундаментальных категорий философии и эстетики. Означает соразмерность частей и целого, согласованность в сочетании чего-либо... В греческой философии термин указывал на внутреннюю цельность реальности, наличие нерушимых связей, объединяющих отдельные части Универсума.» (Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3т. — М.: ВЛАДОС, 2002; www.slovari.yandex.ru/гармония/Гуманитарный%20словарь/Гармония/ )

10) Подробнее о моей врачебной практике. Первое официальное образование по гомеопатии я получил в 1993 году (Киевский ИУВ), первую лицензию частнопрактикующего врача-гомеопата - в 1996 году (МЛАК Самарской обл.). Вначале изучал гомеопатию в Киевской Школе Гомеопатии, одно из последних обучений — на Лондонском Факультете Гомеопатии в Москве. Первая врачебная специальность анестезиолог-реаниматолог, в настоящее время семейный врач и врач-гомеопат.

11) «… эта сущность определяется, по Дришу, т. наз. «энтелехией», фактором, «заключающем в себе цель». Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители витализма (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.).» (Новейший философский словарь: 3-е изд.— Мн.: Книжный Дом, 2003; www.slovari.yandex.ru/витализм/Философский%20словарь/Витализм/ )

12) А.В.Головатюк, Н.М.Титиева. Опыт проведения рандомизированных плацебо-контролируемых испытаний в гомеопатии.//Журнал «Традиционная медицина», 2007.- №3.- С.15.

13) В.И.Моисеев. «Философия науки. Философские проблемы биологии и медицины. Учебное пособие для ВУЗов.» – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С.280.

14) Д-р Сильвио С. Чибени (кафедра философии университета Кампинас, Бразилия). Обе цитаты взяты из статьи: Ганеман и объяснение феномена гомеопатии.// Journal of American Institute of Homeopathy, 2001-2(94): 222-226. ( www.cirota.ru/forum/view.php?subj=21766&fullview=1&order= )

Тезисы этого доклада опубликованы в сборнике материалов конференции «Философские проблемы биологии и медицины: фудаментальное и прикладное», Москва, октябрь 2010 г.




Наиболее просматриваемые статьи: