Чайные вариации

Грипп, простуда, ангина, бронхит – при этих и многих других болезнях нормализации функций организма способствует обильное питье горячего чая, служащего надежным подспорьем разнообразным медикаментам.

Разумеется, что при всей своей полезности чай как таковой (т.е. измельченные листья чайного дерева) остается для большинства людей, прежде всего, кулинарно-бытовым атрибутом, а потому продается в обыкновенных продуктовых магазинах. Вместе с тем, словом «чай», как известно, обозначаются также «измельченные листья и плоды многих иных растений, предназначенные для заварки и пития». Ну а поскольку измельчению и последующей заварке поддается огромное количество растений с лечебным эффектом, то в этой модификации чай просто не мог не стать неотъемлемым элементом любого аптечного заведения.

В прежние времена, когда понятия «парафармацевтическая продукция», по сути, не существовало, чаи присутствовали в лекарственном ассортименте аптек либо в виде сырья отдельных лекарственных растений, либо в виде сборов. Естественно, что все они содержали действующие компоненты в терапевтических концентрациях, а потому назначались лишь для экстренного лечения разных болезней, но никак не для систематического поддержания здоровья.

В конце XX – начале XXI вв., как известно, товарный ассортимент отечественной фармотрасли серьезно изменился: безоговорочная монополия лекарств в аптеках уступила место большому набору нелекарственных товаров для здоровья. Среди них не на последних ролях оказались и разнообразные целебные чаи, завоевавшие значительную долю в сегменте биологически активных добавок. И они, как показывает практика, приносят аптекам неплохие «чаевые» доходы.

Прежде чем перейти к анализу конкретных «чайных» позиций, представленных в настоящее время на полках большинства аптек, необходимо сделать несколько общих замечаний о составе представителей данной группы. В большинстве своем лечебные чаи изготавливаются из тех же видов целебных растений, которые присутствуют в составе «сырьевых» или «галеновых» лекарственных препаратов (естественно, что в лечебных чаях их содержание ниже терапевтической планки). Заметим, что по сравнению с ЛС, БАДы данной группы содержат лекарственные растения в гораздо более разнообразных комбинациях. «Нетрадиционные» представители флоры если и фигурируют в чайных композициях, то, как правило, в роли второстепенных «действующих лиц» (лепестки хризантемы в чае для похудения «Канкура», листья лещины в чае «Фитопростат» и т.п.). Тем не менее, исключения бывают и здесь. Так, например, в целом ряде «чайных» БАД гепатопротекторного действия («Солянка холмовая», «Солянка холмовая с побегами черники» и др.) главным компонентом служит, как видно из названий, солянка холмовая – растение, не встречающееся среди лекарственных средств. Другими примерами могут служить чай для похудения «Стевия», где ключевая целебная роль отведена листьям этой самой стевии, или чай для улучшения функции предстательной железы «Адамово яблоко», эффект которого не в последнюю очередь обусловлен нефармакопейной травой иван-чая. Экзотичность состава отличает и ряд восточно-азиатских чаев («Жуй дэ мэн», «Три листа» и др.), что обеспечивает им неплохие стартовые позиции в борьбе за потребителя, ищущего оригинальные, не похожие на «общепринятые» формулы борьбы с теми или иными сбоями в работе организма.

Если же рассматривать лечебные чаи в ракурсе нозологического позиционирования, то их можно условно разбить на две группы. Первую составляют БАДы, которые позиционируются производителем как общеукрепляющие средства без подчеркнутого выделения заболеваний. Их целесообразно рекомендовать в качестве вспомогательного элемента терапии. Здесь можно упомянуть такие известные наименования, как «Чай вкусный», «Чай «Кому за 30», «Чай «Фруктовая сказка для детей», которые рекомендуются при витаминной недостаточности, для снятия усталости и повышения работоспособности, «Чай тибетский», способствующий нормализации обменных процессов, очищению организма от шлаков и токсинов и др.

И все же большинство представителей рассматриваемой этой товарной категории сегодня редко позиционируется производителем в одной лишь «общеукрепляющей нише». Как правило, с целью расширения круга потенциальных потребителей тот или иной аптечный чай «привязывается» к определенному типу органических расстройств и заболеваний в качестве профилактического, восстанавливающего средства и/или на правах препарата вспомогательной терапии. Заметим, что с точки зрения широты нозологического спектра лечебные чаи превосходят едва ли не все прочие разновидности биологически активных добавок.

Наблюдения за чайным ассортиментом большинства аптек России показывают, что за небольшими исключениями цены внутри отдельных «нозологических» групп обычно находится в пределах одного порядка. В этих условиях борьба производителей за лояльность потребителей в основном сосредоточена на иных направлениях. Одним из них является форма выпуска готовой продукции. Наряду с традиционной и доминирующей формой – «рассыпными» измельченными листьями на рынке все чаще появляются модернизированные чайные продукты, например в виде гранулята (серия «Hipp», «Эликсир здоровья» и др.), который из-за улучшения вкусовых свойств популярен у многих любителей чаепитий. Вместе с тем стоит помнить, что наряду с травяными компонентами гранулированные чаи содержат сахарозу, глюкозу, мальтодекстрин, что несколько ограничивает круг их потребителей (например, из списка выпадают клиенты, страдающие диабетом).

Неоднородны и виды упаковок лечебного чая, предлагаемые рынку производителями. Определенная часть рассматриваемых БАД все еще выпускается в рассыпном виде и упаковывается в бумажные пакеты («Солянка холмовая», «Черника» и др.). Однако такая упаковка все активнее вытесняется современными фильтр-пакетами. Несмотря на то, что фильтр-пакеты, в отличие от рассыпных форм, исключают возможность широкого варьирования разовой дозы (каждый из них содержит строго определенную массу чая), они гораздо удобнее при изготовлении настоя, что и объясняет их высокую популярность. Также здесь необходимо отметить, что производители в рамках одного торгового наименования, как правило, выпускают упаковки с разным числом фильтр-пакетов (обычно это 2 типа упаковки, один из которых содержит в 2 раза больше единиц чая по сравнению с другим). Как пример можно привести серию чая «Вита-плант» (10 и 20 пакетиков), молокогонный чай «Лактавит» и др. Это позволяет охватить как тех покупателей, которые приобретают лечебные чаи для краткосрочного приема, так и тех, которые «балуются чайком» на постоянной основе. Кроме того, подобный подход учитывает интересы потребителей, для которых принципиальны даже незначительные различия в цене. Из других современных форм выпуска следует отметить эргономичные пластиковые банки с металлической «изнанкой» (серия «Hipp» и др.), обеспечивающие не только удобство хранения и использования, но и узнаваемость продукта.

Наконец, еще один распространенный способ, которым достигается расширение целевой аудитории, - варьирование вкусовых ароматов у однородных по составу чаев. В качестве примера здесь можно привести чаи для похудения «Похудей», «Ред слим» или «Сантимин», имеющие множество (порядка десяти) фруктовых вкусовых вариантов. Если учесть, что у большинства потребителей понятие «травяной чай» в чистом виде ассоциируется с не всегда приятными вкусовыми ощущениями, то ароматизация лечебного чая максимально нивелирует этот недочет, позволяя совместить полезное с приятным.

Источник : www.remedium.ru




Наиболее просматриваемые статьи: