Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Порой активные и подвижные дети доставляют родителям и учителям много хлопот: им нужно уделять больше внимания, чаще делать замечания, призывать к спокойствию, тишине и дисциплине. Такое поведение можно считать нормой, ведь бывают дети спокойные и малоподвижные, а бывают такие, что на месте не усидят.

Однако, если активность переходит все границы и ребенок становится практически неуправляемым, стоит задуматься и проконсультироваться со специалистами. Ведь в этом случае высока вероятность, что у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а это уже психоневрологическое расстройство, требующее назначения лекарственных препаратов.

Синдром дефицита внимания с гипер­активностью (СДВГ) - одно из самых распространенных психоневрологических расстройств. Оно проявляется нарушениями поведения и трудностями при обучении в дошкольном и школьном возрасте у 3-7% детей, начиная с 3-4-летнего возраста.

Дети дошкольного возраста отличаются от других детей высокой двигательной активностью и импульсивностью: они постоянно бегают, прыгают, скачут, лезут в неположенные места, часто подвергая опасности себя и окружающих. Такие дети непослушные и трудноуправляемые, у них имеется выраженное нарушение внимания, поэтому им приходится по нескольку раз объяснять, чтобы добиться понимания и адекватной реакции. Оказавшись в условиях школы, ребенок с СДВГ по-прежнему испытывает сложности с дисциплиной: на занятиях крутится, пристает к другим ученикам, балуется, разговаривает, смеется. Несмотря на запрет и замечания учителя, может ходить по классу и выбегать в коридор. Невнимательность и непослушание мешают ребенку сосредоточиться на обучении, ему сложнее усваивать учебный материал, поэтому часто возникают ошибки при письме и чтении, а также трудности с самостоятельным выполнением заданий.

Поведение детей отличается провокационным характером: они дразнятся, паясничают, говорят обидные слова. Игры таких детей часто носят агрессивный и разрушительный характер. Дети с СДВГ чаще нарушают дисциплину, ругаются и дерутся с другими детьми. Во взрослом состоянии подобные отклонения грозят проблемами в обществе и опасными формами поведения (повышение скорости при вождении автомобиля, незащищенный секс и беспорядочные половые связи, наркомания).

Для выявления СДВГ необходима специальная диагностика, включающая исследования нарушений внимания, гиперактивности, импульсивности, которые проводятся по различным критериям. Например, для обнаружения нарушений внимания выявляют, сколько ошибок делает ребенок при выполнении заданий, способен ли доводить работу до конца, отвлекается ли на посторонние стимулы, усидчив ли. При выявлении гиперактивности оценивают, насколько ребенок суетлив и неусидчив, встает ли он с места без разрешения, ерзает или сидит спокойно, может ли вести себя тихо. Для обнаружения импульсивности важно понять, может ли ребенок дождаться своей очереди и будет ли перебивать и выкрикивать ответы, не дослушав вопрос. По результатам полученных данных устанавливается диагноз и назначается лечение.

Терапия СДВГ включает несколько подходов: использование психотерапии, работа с поведением (в т.ч. с включением воспитательных приемов родителями и учителями), общение с психологом. Одно из важных мест занимает фармакотерапия, причем проводиться она должна строго индивидуально и по врачебной рекомендации в тех случаях, когда немедикаментозные методы оказываются неэффективными.

Существует несколько групп препаратов, применяемых для лечения СДВГ, но традиционно используются ноотропные средства. Ноотропные препараты оказывают стимулирующее действие на высшие психические функции детей - внимание, память, речь, а также положительно действуют на обменные процессы в ЦНС. Например, относящаяся к группе ноотропных препаратов гопантеновая кислота оказывает противосудорожное и мягкое седативное действие, стимулирует анаболические процессы в нейронах, уменьшает моторную возбудимость и активизирует умственную работоспособность. В качестве дополнительной терапии может использоваться левокарнитин - витаминоподобное вещество, которое участвует в клеточном обмене и является источником энергии. Благодаря таким свойствам, он поддерживает нормальные функции органов (в т.ч. и мозга), помогая детям справиться с высокими учебными нагрузками и нервным перенапряжением.

Мнение специалиста

Нина СУХОТИНА, докт. мед. наук, руководитель отделения клинико-психологических проблем нарушений психического развития ФГУ «Московский НИИ психиатрии Минздравсоцразвития России»

Симптомы гиперактивности встречаются в структуре различных психических и психоневрологических расстройств. В нашей статье рассматривается вопрос о гиперкинетических расстройствах как самостоятельной форме психических нарушений. Достаточно высокая распространенность гиперкинетических расстройств, которая, по данным эпидемиологических исследований, приблизительно одинакова в разных странах, составляет примерно от 6 до 9% среди детско-подросткового населения, что свидетельствует о высокой актуальности проблемы.

Что представляют собой гиперкинетические расстройства? Дети дошкольного возраста отличаются от сверстников высокой двигательной активностью, импульсивностью, выраженным нарушением внимания. Они непослушные и трудноуправляемые. Непостоянство и необязательность приводят к низкому рейтингу у одноклассников. Вследствие перечисленных особенностей поведения медико-социальные отрицательные последствия гиперкинетических расстройств вызывают семейные проблемы: у родителей таких детей выше уровень стресса, чем у родителей других детей. Школьные проблемы характеризуются низкой успеваемостью, нарушением поведения, которое проявляется антидисциплинарными поступками, непослушанием, драчливостью, оппозиционностью.

Этиология данного заболевания до конца не установлена, но выделяют три группы факторов, служащих причиной развития синдрома: медико-биологические (церебральные органические), генетические и психосоциальные. Это свидетельствует о том, что имеется биологический субстрат для данной формы расстройства. То есть, несмотря на сохраняющиеся разногласия специалистов о необходимости применения психофармакотерапии, однозначно можно сказать, что без применения лекар­ственных препаратов при выраженных гиперкинетических расстройствах не обойтись.

В зависимости от особенностей гиперкинетических расстройств используются различные психофармакотерапевтические препараты. Существует целая группа нейрометаболических стимуляторов - гопантеновая кислота и левокарнитин. Было проведено сравнительное клиническое исследование эффективности лечения гопантеновой кислотой: одна группа пациентов принимала гопантеновую кислоту, другая - плацебо. Исследование показало уменьшение основных проявлений гиперкинетических расстройств (невнимательность, гиперактивность, импульсивность), коморбидных с ними психических и поведенческих нарушений, повышение когнитивной продуктивности по данным психологического тестирования в группе детей, рандомизированных на 6-недель­ный прием гопантеновой кислоты, и отсутствие достоверных изменений в группе детей, рандомизированных на прием плацебо. Отсутствие побочных эффектов, требующих отмены препарата, свидетельствует о безопасности его применения. Однако, по данным другого исследования, выделена меньшая по численности группа пациентов, которые лучше отвечают именно на применение левокарнитина. Это является еще одним доказательством того, что гиперкинетические расстройства - это целая группа расстройств, вызванная различными причинами, поэтому отмечается различная реакция на применение указанных препаратов.

Довольно часто мы сталкиваемся с непоседами, склонными к озорству и непослушанию. Но в данном случае речь идет о детях с психической патологией, где невозможно обойтись без психофармакотерапевтических препаратов. И доказанная биологическая почва - изменения в определенных генах, наличие конкретных мозговых структур, ответственных за эти особенности поведения, свидетельствует о том, что все-таки речь о гиперкинетическом расстройстве идет как о заболевании и что необходимо отличать ту грань, где это расстройство не выходит за пределы нормы у подвижных и активных детей. Если в первом случае речь идет о психической патологии и здесь не обойтись без применения лекарственных препаратов, то во втором можно говорить об индивидуальных особенностях самого ребенка.

Статья опубликована в газете "Фармацевтический вестник"




Наиболее просматриваемые статьи: