Особенности коллективной шизофрении

Александр Черницкий

Упрощенно «индивидуальную» шизофрению можно понимать как сосуществование сразу нескольких личностей в одной голове, т.е. убежденность индивида в верности противоположных друг другу мнений. Соответственно, «коллективная» шизофрения – это присутствие взаимоисключающих предпочтений в сознании больших групп людей.

Конечно, понятие коллективной «шизы» условное, поскольку люди не сходят с ума одновременно. Однако течение мыслей и даже поведение народных масс часто напоминает «единоличную» шизофрению, которая вдруг непостижимым образом «растиражировалась». Причина этого кроется в стереотипном, инфантильном мышлении, отсутствии у большинства живущих вдумчивого и критического отношения к действительности.

Дебилизация без границ

Вспомним беатификацию предпоследнего папы римского – причисление его к блаженным [4], в данном случае за исцеление монахини от болезни Паркинсона. Немыслимая толпа в миллион человек упивалась зрелищем непосредственно на ватиканской площади Святого Петра, еще десятки миллионов жадно ловили прямую телетрансляцию. Подобно невежественным пращурам, жители XXI века истово верят в чудеса и совершают языческие обряды, вытаскивая на всеобщее обозрение гроб с человеческими останками. И уж тем более никто не видит очевидного: нынешний главный гомосексуалист планеты причисляет к лику блаженных своего предшественника – усопшего главного гомосексуалиста планеты [5].

Другой свежий пример коллективного помешательства – неистовая вера в убийство Усамы бин-Ладена под Исламабадом. Доказательств нет: ни фотографий, ни видеоряда, и даже труп зачем-то впопыхах «похоронили в море» [6]. Тем не менее, истинность победной реляции из Вашингтона не вызвала сомнений – в США началось ликование, а исламисты поклялись мстить за своего кумира. Между тем бин-Ладен еще в 1990-х страдал почечной недостаточностью и не мог долго обходиться без медицинской помощи. О его гибели американские военные объявили 9 декабря 2001 года после сокрушительных бомбардировок пещерного комплекса Тора Бора в Афганистане (невозможно отыскать тело в сплющенной пещере, над которой десятки или сотни метров породы) [7]. Но военных одернули американские политики: пребывание войск США в Центральной Азии отчасти оправдывалось поиском «террориста №1». В последующие почти 10 лет в медийном эфире периодически звучали грозные обращения бин-Ладена, хотя подлинность этих аудио- и видеозаписей ни разу не была подтверждена. Теперь смерть одиозного врага потребовалась администрации Обамы – одного из худших президентов в истории США, у которого на носу избирательная кампания.

А вот и образчик массового повреждения умов в пределах Отечества. Служа «иммунной системой» самодержавия, казачество тихо ненавидело его за преследования старообрядцев и подавление вольницы. Многие страны пережили революции, но благодаря исправному «иммунитету» устояли перед тоталитарными экспериментами (Франция, Мексика и т.д.). А Николай II с подачи придворных интриганов взял, да и запретил последний оплот казачьей демократии – войсковые круги. Спустя 11 лет казаки «слили» безвольного и недальновидного монарха, зарубив в Петрограде полицейского пристава: началась Февральская революция [8].

«И толпа заревела ликующе, махала шапками, платками: "Ура-а казакам! Казак полицейского убил!" – описал этот эпизод Солженицын. – Пристава добивали, кто чем мог – дворницкой лопатой, каблуками. А его шашку передали одному из ораторов. И тот поднимал высоко: "Вот оружие палача!" Казачья сотня сидела на конях, принимая благодарные крики» [9].

В гражданской войне 1918–22 годов сильнейший разлад между разумом и чувством испытывали крестьяне: «Сердце болит о царе, а глотка орет за комиссара» [10]. Подобное раздвоение сознания вышло крестьянству боком – именно оно стало «пушечным мясом» советской модернизации. Не логичнее оказалось и поведение большевиков во время сталинских «чисток». Жертвы «вождя народов» клялись в любви к нему прямо у расстрельных стенок: «Да здравствует товарищ Сталин!» Коммунисты и чекисты «отказываясь понимать, что их смерть является не следствием ошибки, а частью спланированной государственной политики» [11].

Лишь бы не было войны

Обратим внимание на столь специфическую «группу по интересам», как пацифисты. Вспомним их исступленные вопли и перекошенные яростью лица на телеэкране: подлинная, а не мнимая борьба за мир несовместима с лютой ненавистью, которой переполнены их души. Любой психиатр скажет, что сосуществование в одной голове столь различных, противоречащих друг другу стремлений – свидетельство нездоровья.

Антивоенная истерия не менее вредна, чем милитаристский психоз. Невольно вспоминается брежневское счастливое лихолетье, когда в ответ на вымывание товаров первой необходимости народ твердил подброшенное сверху заклинание: «Ничего, лишь бы не было войны». Печальным итогом такого пацифизма стало роковое вторжение СССР в Афганистан.

Дистиллированная убежденность в собственной правоте в сочетании со слабой психикой и скукой жизни на сытом Западе заставляют пацифиста отшвырнуть в сторону карикатуру на американского президента и взяться за аргументы посолидней. Вначале хиппи с криками «Трахайся, а не воюй!» забрасывали «плохих» политиков презервативами с краской, потом в ход пошли бомбы. В конце 1960-х среда пацифистов выдавила из себя целую плеяду революционных банд – зарождался современный терроризм. Первое «поколение» боевиков в западногерманских группировках «Фракция Красной Армии» (RAF) и «Движение 2 июня» (Bewegung 2. Juni) почти наполовину состояло из бывших членов «Социалистического коллектива пациентов», который объединял алкоголиков, наркоманов и шизофреников, в том числе параноиков. Все они рассчитывали выздороветь при коммунизме, поскольку свято верили, что их болезни – следствие несправедливости капиталистического общества.

«Коллектив пациентов» был запрещен после того, как его члены стали нападать на полицейских. Тогда психи «свалили» в подполье, где их предводители быстро сделали «карьеру»: Ян-Карл Распе стал вторым лицом в RAF, а Ральф Рейндерс – вторым лицом в «Движении 2 июня». Поэтому западногерманские полицейские и контрразведчики прозвали ультралевых экстремистов «бандой сумасшедших». Спецслужбы всех стран солидарны во мнении, что бороться с сумасшедшими сложнее, чем с опасным, но вменяемым противником [12].

В 1970-х и 1980-х не только молодые немцы, но итальянцы и французы, бельгийцы и португальцы, греки и японцы толпами, подобно загипнотизированным бандерложкам из сказки, валили в марксистское подполье, лишали других людей жизни, садились в тюрьмы и гибли. В массе своей то были представители самых зажиточных слоев – это ли не ментальная шизофрения? В рядах немецких «городских партизан» из RAF и «Движения 2 июня» насчитывалось не более 1/5 рабочих, а 70% составляли выходцы из состоятельных и очень богатых семей.

«Милые педики дружат с арабами...»

Никогда не знавшие забот о хлебе насущном, но и не находившие себе применения в обществе тотального потребления, «хлопцы и девчата» потихоньку сходили с ума. Побывав на Западе, эту публику с изумлением обнаружил Владимир Высоцкий. В 1978 году он нашел такие слова для своих впечатлений:

Новые левые – мальчики бравые

С красными флагами буйной оравою,

Чем вас так манят серпы да молоты?

Может, подкурены вы и подколоты?!

Слушаю полубезумных ораторов:

«Экспроприация экспроприаторов...»

Вижу портреты над клубами пара –

Мао, Дзержинский и Че Гевара.

Милые педики, красятся бабами,

Шашни заводят с друзьями-арабами,

Лгут. Лицемерят. Бросаются фактами.

Носятся с Насером и с арафатами.

Лучше бы, право же, мальчики правые!

Левая власть – это дело кровавое.

Что же, валяйте затычками в дырках,

Вам бы полгодика, только в Бутырках!

Не суетитесь, мадам переводчица,

Я не спою, мне сегодня не хочется!

И не надеюсь, что я переспорю их,

Могу подарить лишь учебник истории [13].

Поэт гениально подметил общность интересов «новых левых» и борцов за легализацию гомосексуализма. Те и другие стремились к разрушительной уравниловке: одни в материальной сфере, другие – в половой. Ведь что происходит в случае скрываемой от окружающих гомосексуальности? Если человек не в силах испытывать радость от реализации своих эротических мечтаний, огромный избыток либидо расходуется на бесконечный мыслительный процесс, в ходе которого возникает причудливый, нафантазированный, но комфортный для больного мир. Сознание диссоциирует: одна его часть пребывает в этом «индивидуальном» мире, а другая часть остается «в реале» с его безысходностью.

Представьте юношу, которого вся семья уговаривает жениться, а он испытывает омерзение от одной лишь мысли о женском теле. Друзья, среди которых наверняка есть другие тайные «гомики», все попереженились, и парень выглядит белой вороной. От такого разлада с реальностью и правда недолго спятить, «поселившись», скажем, в неком выдуманном мире не только без секса, но и без признаков пола.

Откровенно признаем: уж лучше заниматься любовью с желанным представителем своего пола, чем поставить крест на половой жизни, а то и вовсе повредиться рассудком. Именно тайный гомосексуализм является «приводным ремнем», доподлинной причиной не только мизантропии, но и очень многих случаев шизофрении. К сожалению, использование этого знания в психотерапевтической практике считается неполиткорректным. А ведь еще дедушка Фрейд установил, что «из-за отказа от нормального сексуального удовлетворения можно заболеть неврозом» [14].

Как избежать трудной судьбы

Запущенное шизотипическое расстройство пока неизлечимо, но его возможно предупредить. При первых же «странностях» в поведении следует установить половую ориентацию. Очевидно, что юноша, не проявляющий интереса к девушкам и проводящий время в мужских компаниях, – гомосексуалист. Если он позволяет себе интимные отношения с лицами своего пола, то за психику можно не опасаться. А вот в случае скрытой гомосексуальности кто-то мудрый должен деликатно растолковать парню, что близость однополых взрослых по обоюдному согласию не является, конечно, нормой, но вместе с тем – не грех и не извращение. Вероятно, нужно подсказать, в каких местах люди с такой ориентацией радуются жизни.

Знакомому врачу, аллергологу-иммунологу высшей категории, ежедневно приходится по работе отвечать в Интернете на вопросы пациентов с самыми разными проблемами. Однако недавно пришло письмо, смысл которого показался ей совершенно темен. неизвестный корреспондент вопрошал: «Можно ли лишиться девственности без девушки?»

Доктор бросилась ко мне: что бы это значило?

– Скорее всего, перед вами скрытый гомосексуалист, – прокомментировал автор этих строк. – Пареньку неприятно воображаемое зрелище близости с женщиной, а вот секс так и грезится.

– Скрытый? – переспросила женщина, верная супруга и мать двоих взрослых детей. – Вы хотите сказать, мне написал пассивный гомосексуалист?

– Ни в коем случае, доктор! Пассивный или активный – не имеет никакого значения. Вам написал юноша, желающий возлечь с мужчиной. Это желание кажется вашему корреспонденту греховным, и он гонит его прочь, прячет как от окружающих, так и от самого себя. Вот в чем смысл слова «скрытый». Большинство тайных гомосексуалов ни разу в жизни не сближаются с мужчиной. Однако в нашем случае юноша, похоже, уже принял решение о переходе в категорию явных гомосексуалистов. Прочитайте его вопрос еще раз. Если оставить в стороне животных, девушке найдется единственная альтернатива – другой юноша. Молодой человек пишет вам в расчете на то, что вы назовете ему именно эту возможность.

– Но зачем? – удивилась врач. – Ведь он уже принял, как вы предполагаете, решение?

– Он еще слишком юн, мало знает о мире и боится опрометчивых шагов. Врачи пользуются авторитетом в обществе, особенно в вопросах половой жизни. Ваше мнение укрепит паренька в том, что он на верном пути.

Тут женщина вскричала:

– Не могу же я рекомендовать мужчине заниматься сексом с мужчиной!

– А вам больше ничего не остается. Реализовав свою гомосексуальность, юноша получит высокие шансы на счастье. Иначе он будет всю жизнь изображать нормального мужика – трудная судьба [15].

Любопытное совпадение: едва к началу 1991-х коммунистические опыты в разных странах дискредитировали себя, гомосексуализм был легализован, а ярко-голубая тусовка пацифистов и «новых левых» переименовалась в антиглобалистов. В информационной эпохе они ратуют за мир, строго поделенный между племенами, но свои акции координируют благодаря средствам глобализации (авиации, телефонии, Интернету, глобальным навигации и позиционированию), – чем не массовое помешательство?

Ради самоутверждения

Конечно, большинство пацифистов, антиглобалистов и их идейных союзников-террористов абсолютно вменяемы. Всех влечет за собой полубезумное, обремененное тяжкими комплексами меньшинство: повышенная концентрация претендентов на шизотипические расстройства или уже «созревших» шизофреников, как правило, наблюдается в общественных организациях и движениях (понаблюдайте хотя бы за так называемыми «экологами»). Недаром на суд над французской группировкой «Прямое действие» (Action Directe) был приглашен известный психиатр Анри Жиро.

– Паранойя гарантирует нечеловеческое спокойствие, – сообщил профессор Жиро. – Оброн и Менигон убили мсье Бесса с той же легкостью, с какой могли расколотить вазу.

Жоэль Оброн и Натали Менигон – девушки, которые застрелили генерального директора «Рено» Жоржа Бесса, одного из лучших менеджеров XX века [16]. Тогда, в 1986 году, им было 27 и 29 лет соответственно.

Впрочем, самих «активистов» содержание их требований парадоксальным образом не очень интересует. Недоучки, обычно слабо успевающие студенты, с равным усердием бузят против атомной энергетики и охоты на диких животных, за легализацию марихуаны и признание однополых браков. Наименее просвещенные пополняют ряды футбольных фанатов, и с трибун летят порой не только бутылки, но и самодельные бомбы.

В конечном счете целью подобных выступлений является удовлетворение непомерных амбиций самих бузотеров. Большинство из них живут в богатых странах и вовсю пользуются благами глобализации – точь в точь как их длинноволосые предшественники из 1960-х. Типичное поведение ничтожеств с разрушающейся психикой: ради самоутверждения ничего не жаль – порой даже собственной жизни.

Самый известный пример такого рода – египтянин Мухаммад Атта, возглавивший бригаду смертников 11 сентября 2001 года и лично протаранивший северный Близнец Всемирного торгового центра на уровне 80–85 этажей.

Еще в школе Атта обнаружил, что заметно отличается от сверстников. Тех неудержимо тянуло к девчонкам, в классе то и дело тайком листали журналы с обнаженными красотками. Мухаммаду же снились голые юноши – страшный грех для «правоверного». К этому добавился другой грех – онанизм.

Постепенно парень превратился в самовлюбленного человеконенавистника и фанатика. Он свято верил, будто рай населен черноокими девственницами, которые ублажают праведников и шахидов. Уж где-где, а в джанне невозможна тяга к мужчинам и удастся «отыграться» на хуриях за отсутствие влечения к женщинам на бренной земле.

«Людей на моих похоронах должно быть немного, если только в обратном не будет острой необходимости», – указал камикадзе в завещании, которое предусмотрительно составил еще в 1996 году.

Изображая скромность, Атта проговаривается о заветной мечте: «острая необходимость» должна погнать на его похороны толпы мусульман, которые до конца дней своих будут рассказывать детям и внукам о проводах великого шахида. Стремление к смерти причудливым образом переплелось с нарциссизмом [17].

Вот только обошлось без похорон: 33-летний девственный мастурбатор свел счеты с жизнью так, что человечество не сразу поверило своим глазам.

Примечания

[1]. Александр Черницкий. Между психологией и психиатрией // Портал Medlinks.ru. – 10 мая 2011.

[2]. Александр Черницкий. Как распознать сумасшедшего // Портал Medlinks.ru. – 11 мая 2011.

[3]. Александр Черницкий. Придурок на рабочем месте // Портал Medlinks.ru. – 12 мая 2011.

[4]. Большой мифологический словарь [сост. Александр Черницкий]. – М.: Гелеос. – 2008. – С. 36.

[5]. Александр Черницкий. Тайная причина депопуляции, или Как перевернуть «русский крест» // Портал Medlinks.ru. – 11 февраля 2011.

[6]. Бен Ладена похоронили в море // Деловая газета «Взгляд». – 2 мая 2011.

[7]. Черницкий А.М. Падшие звезды террора: 25 биографий. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – Сс. 322–323.

[8]. Виктор Бирюков. Казак? Значит, старообрядец! Часть 3 // Исторический портал ХРОНОС. – 1 ноября 2009.

[9]. Александр Солженицын. Красное колесо. Узел III. Март Семнадцатого – 1. – С. 72.

[10]. М. Пришвин. Дневники. 1918–1919. – М.: Московский рабочий, 1994

[11]. А.И. Воеводин. Стратагемы – стратегии войны, манипуляции, обмана. – Красноярск: КЛАРЕТИАНУМ. – 2000.

[12]. Черницкий А.М. Воздушное пиратство: самые громкие захваты. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – Сс. 265–266.

[13]. Владимир Высоцкий. Сборник стихотворений. 1978 год. – Виртуальная электронная библиотека ВВМ.

[14]. Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Двадцатая лекция. Общая теория неврозов. Сексуальная жизнь человека. – М.: Наука, 1991.

[15]. Черницкий А.М. Легкая психология. – М.: Гелеос, 2008. – Сс. 390–394.

[16]. Черницкий А.М. Как спасти заложника, или 25 знаменитых освобождений. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – Сс. 196–197.

[17]. Черницкий А.М. Возвращение Казановы, или Большой SEX. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – Сс. 307–311.




Наиболее просматриваемые статьи: