Дебильность

Дебильность — легкая форма умственной отсталости, при которой человек практически не способен абстрактно мыслить и обобщать информацию, но при этом моторика тела находится на развитом уровне. Больные с дебильностью не могут строить самостоятельно сложные умозаключения, у них мышление развито только в наглядно-образном плане.

При дебильности больные легко внушаемы, то есть посторонние люди могут без особых усилий воздействовать на их психику и понимание определенных ситуаций. Больные характеризуются также отсутствием инциативности, волевые и нравственные качества практически не развиты или развиты слабо, не находят внутренних связей между событиями и предметами и т. д.

При диагнозе дебильности необходима терапия и специфичный образ жизни:

  • корригирующая
  • специфическая
  • симптоматическая
  • трудовое обучение (специфическое)
  • специальное школьное обучение (адаптированное под особенности человека с таким диагнозом)
  • психологическое воспитание
  • социальная адаптация

Понятие и особенности

Дебильность — легчайшая степень олигофрении, включая имбецильность и идиотию. У ребенка с данным диагнозом снижен интеллект. Случаи дебильности — это 75 процентов всех случаев умственной отсталости. Также данный диагноз называется в медицинской литературе умственной субнормальностью и легкой олигофренией.

Дебильность дифференцируют при диагностике с пограничным интеллектом, который становится следствие замедленного психического развития ребенка. В основе последнего названного состояния могут лежать такие причины:

  • физические дефекты, которые ребенок получил от рождения (наследственные факторы) или приобрел при определенных обстоятельствах в младенчестве: глухота, слепота и пр.
  • неблагоприятные условия проживания малыша (неблагополучная семья и пр.)

Выше перечисленные факторы влияют на умственное развитие малыша, которое уже не может быть полноценным. Познавательные возможности такого ребенка в большей или меньшей степени ограничены.

Причины дебильности

Основные причины рассматриваемой патологии:

  • вредные воздействия на формирующийся в утробе матери плод:

- сифилис у беременной

- цитомегалия беременной

- корь у будущей матери

- токсоплазмоз при беременности

- краснуха, перенесенная беременной женщиной

  • наследственные причины (микроцефалия, эндокринопатии, ферментопатии)
  • лечения беременной определенными лекарствами
  • вредные привычки женщины при вынашивании плода:

- табакокурение

- употребление алкоголя

- наркомания

  • гипоксия плода (нехватка кислорода)
  • фетоплацентарная недостаточность
  • резус-конфликт
  • тяжелая черепно-мозговая травма в раннем детстве
  • инфекционные поражения центральной нервной системы у маленьких детей (менингоэнцефалит, гнойный менингит, энцефалит)
  • врожденная гидроцефалия
  • асфиксия (удушье) новорожденного малыша
  • родовая травма

Классификация

Классификация учитывает степень психических и интеллектуальных способностей больного. По тяжести дебильность бывает таких степеней:

  • тяжелая
  • средняя
  • легкая

Виды дебильности по доминирующим проявлениям (симптомам):

  • стеническая
  • дисфорическая
  • астеничесая
  • атоническая

Ребенок играет

Проявления (признаки)

Как уже было отмечено, при дебильности человек не может овладеть сложными понятиями, не способен обобщать информацию и не владеет абстрактным мышлением, в отличие от здоровых людей. Дебилы имеют наглядно-образный тип мышления. Больные не способны вникнуть в суть ситуации, они понимают ее только по внешним явным признакам.

Если ребенку показать изображения, он их поймет. Но определить связь между ними не сможет. Дети с дебильностью не способны сравнивать предметы по их качествам. Также может быть недоразвитая речь (общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Характеристики речи и умственного развития при дебильности:

  • замедленность речи
  • косность речи
  • аграмматизм
  • скудная лексика (небольшой запас слов)
  • при легкой степени дебильности ребенок нормально ориентируется в бытовых ситуациях
  • при легкой степени дебильности больной мыслит абстрактно хуже, чем здоровые дети
  • проблемы в обучении
  • трудности с запоминанием и применением правил написания
  • трудности запоминания и передачи своими словами текста
  • плохое понимание полученных заданий
  • особые сложности на уроках математики

Дебильность не исключает уникальных талантов. Например, в редких случаях ребенок очень красиво рисует или поет, умеет умножать в уме большие числа или имеет прекрасную механическую память. Но такие случаи встречаются не так уж часто. Познавательная потребность детей с дебильностью сильно ограничена. То есть они практически не нуждаются в новой информации. Волевые, нравственные и эстетические свойства их развиты на минимальном уровне. Потому о полноценном мировоззрении в случаях с дебильностью говорить нельзя. Своих собственных суждений дети с таким диагнозом не имеют.

Дебилы склоны подражать другим, копируя их привычки, походку, поступки и речь. Чужие взгляды они принимают за свои. Иногда из-за легкой внушаемости дебилы идут на преступления, навязанные чьим-то злым умыслом. Характер таких детей добродушный и ласковый. Но в части случаев наблюдается и противоположное: они злые агрессивные, могут мстить и причинять боль. Вероятно усиление примитивных влечений в части случаев, включая сексуальное.

Диагностика

Дебильность подозревают в большинстве случаев после начала школьного обучения. Ребенка должны наблюдать психолог или психиатр и невролог. Если есть явные нарушения речи, необходима консультация квалифицированного логопеда. Для постановки диагноза проводят психометрию, эксперименты по классификации изображений, тесты с применением сюжетных картинок. Коэффициент интеллектуальных способностей ребенка может быть в границах 69-40%.

Что касается неврологического статуса, у дебилов нет патологических отклонений. Нарушения моторики также не фиксируют. Мимика чуть менее выразительна, чем у здоровых людей. Вероятно ограничение мелких дифференцированных движений. Чтобы оценить состояние центральной нервной системы у детей с рассматриваемым диагнозом, применяют такие методы:

  • реоэнцефалография
  • эхоэнцефалография
  • электроэнцефалография
  • магнитно-резонансная томография мозга

Как уже было отмечено, следует профести дифдиагностику с пограничной умственной отсталостью, при которой умственный потенциал находится в пределах нормы. Также следует отличать болезнь от снижения интеллекта, которое является проявлением эпилепсии у маленьких детей или шизофрении.

Лечение

Ребенок с дебильностью становится на учет к психоневрологу. Если данный диагноз является последствием эндокринопатии, ребенок также должен наблюдаться у специалиста в сфере эндокринологии. Если есть определенная причина, которая спровоцировала рассматриваемую болезнь, то не обойтись без специфического лечения.

Если у ребенка врожденный сифилис или токсоплазмоз, в таких случаях врач приписывает этиотропные средства. В случаях с ферментопатией больной должен строго придерживаться диеты, которую назначит врач. Может быть обнаружена эндокринопатия; в таких случаях актуальна терапия гормональными препаратами.

Также терапия может включать симптоматические средства:

  • психотропные средства
  • нейропротекторы и метаболиты
  • ноотропы
  • общеукрепляющая терапия
  • дегидратационные лекарства
  • противосудорожные медпрепараты

Если есть повышенная утомляемость и астения, больному назначаются пемолин или амфетамин — лекарства, которые стимулируют психическую сферу. Если ребенок чрезмерно эмоционально возбудим, ему врач может приписать аминазин, галоперидол или элениум.

Помимо выше названных аптечных препаратов, также нужна корригирующая терапия, включающая методики таких направлений:

  • логопедические
  • психологические
  • педагогические

Это лечение нужно, чтобы ребенок лучше учился и вел себя, чтобы оказать ему психологическую поддержку. Для детей дошкольного и школьного возраста данная терапия нужна, чтобы обрести умения и навыки, которые нужны как для бытовой, так и для профессиональной деятельности, в которой ребенок будет принимать участие сам, без чьей-то поддержки.

Логопелическая терапия (по показаниям) может включать:

  • коррекцию заикания
  • лечение брадилалии
  • исправление системного недоразвития речи и пр.

Социальная адаптация при дебильности

Этим вопросом занимаются специалисты таких сфер:

  • психиатрия
  • детская неврология
  • педагогика
  • социальная психология
  • педиатрия

Цель должна заключаться не только в приспособлении дебилов к жизни в современном обществе, но и в профилактике вовлечения их в преступный мир, где злоумышленники могут применять в антизаконных целях послушание и внушаемость людей с дебильностью.

Для социальной адаптации больного дебильностью человека важно правильно организовать его быт, обучение и труд. Дети учатся в специализированных школах, где созданы специальные условия для больных с ограниченными умственным возможностям. По окончанию школы они могут овладеть некоторыми навыками, не требующими особой интеллектуальной нагрузки. Потому больные дебильностью могут выполнять работу, где не нужна самостоятельности, инициатива и постоянное переключение внимания. Дебилы могут также создавать семьи во взрослом возрасте.




Наиболее просматриваемые статьи: