Организация психиатрической помощи детям и подросткам

Главными особенностями оказания психиатрической помощи детям являются

  • взаимодействие трех государственных структур - медицины, социальной защиты, образования;
  • преимущественное оказание психиатрической помощи на амбулаторном уровне.

Основные виды медицинской помощи детям с психической патологией хопрофилактическая, консультативно-диагностическая, лечебная, социальнопсихологическая, реабилитационная) оказываются в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях.

Амбулаторная специализированная психиатрическая помощь детям и подростткам осуществляется ПНД и диспансерными отделениями психиатрических больниц. В большинстве регионов амбулаторная помощь оказывается преимущественно психоневрологическими диспансерами. Прием пациентов детским психиатром, работающим в штате ПНД, может проводиться в межрайонной детской поликлинике. Использование различных моделей амбулаторной помощи определяется экономической ситуацией в регионе, количеством населения и особенностями его расселения, уровнем распространенности патологии на субрегиональном уровне.

Стационарная помощь оказывается в большинстве случаев общими iпсихиатрическими больницами и стационарами психоневрологических спансеров. Как правило, детские отделения есть в большинстве областных, крупных городских и районных психиатрических больниц. состоятельные детские больницы есть только в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург). Малочисленные подростковые отделения существуют только в крупных больницах больших городов. В большинстве территорий дети старшего подросткового возраста госпитализируются во взрослые отделения. Это привело к тому, что в настоящее время не представляется возможным получить статистическ данные по стационарной помощи подросткам. Психоневрологически отделения, подобные отделениям психосоматики для взрослых, существуют в многопрофильных больницах. Профилактическая, лечебная реабилитационная помощь оказывается в детских психоневрологически санаториях. Детские отделения должны находиться в обособленных помещениях, и в них, наряду с лечебной, всегда организуется специальная педагогическая работа (классные комнаты, комнаты для игр и т.д.).

К учреждениям реабилитации и социальной поддержки относятся детские дома и психоневрологические интернаты для глубоко умственно- отсталых и инвалидов по психическому заболеванию.

Учреждения Министерства образования - коррекционные (вспомагательные) школы, детские сады санаторного типа, детские сады для умственно отсталых, речевые детские сады и школы-интернат санаторные школы-интернаты, специальные ПТУ для подростков-правонарушителей.

Решение вопроса о месте и форме обучения ребенка принимается районной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). В комиссию входят: представитель системы образования, представители системы соцзащиты, представитель райздрава, детский психиатр, дефектолог, психолог и логопед. Основанием для обращения в комиссию является неспособность ребенка учиться в массовой школе в связи с имеющимися психическими нарушениями. На комиссию представляются: история болезни, история развития ребенка, письменные работы и характеристика из школы.

В соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гаран¬тиях прав граждан при ее оказании» направление детей и подростков на ПМПК осуществляется по инициативе учреждений образования с со¬гласия родителей либо иного законного представителя, а также по ини¬циативе родителей либо иного законного представителя. Заключение ПМПК о месте дальнейшего пребывания, обучения или лечения носит рекомендательный характер и может быть основанием для направления детей и подростков в специальное учебно-воспитательное и лечебное учреждение при согласии родителей (лиц, их заменяющих). В то же время родители имеют право оспорить решение ПМПК.

Как правило, во вспомогательную школу попадают дети, страдающий умственной отсталостью легкой и средней степени. Глубоко умственно отсталые дети направляются в интернат. Дети с задержкой психического развития направляются в классы коррекции. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, включенные в образовательную программу занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации. Детей с неврозами и неврозоподобными расстройствами направляют на лечение. Способным к обучению психически больным и детям с выраженными невротическими и поведенческими расстройствами рекомендуется индивидуальное обучение Организация индивидуального обучения учащихся на дому должна осуществлятъся на основании заключения лечебного учреждения (боль-юликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом отдельном районного (городского) отдела народного образования. В перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, включены:

  • Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.
  • Эпилепсия в стадии обострения.
  • Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.
  • Выраженные энцефалопатические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической).
  • Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.

В некоторых случаях может быть рекомендован облегченный режим учащимся,, страдающим соматическими, психоневрологическими заболеваниями (дополнительный выходной день, освобождение от некоторых уроков, неполный перевод на индивидуальное обучение).





Также в разделе: Организация психиатрической помощи:
  » Организация психиатрической помощи и правовые аспекты психиатрии
  » Психиатрическая помощь взрослому населению