Расстройства интеллекта (слабоумие)

Под интеллектуальными расстройствами - слабоумием - понимается такое нарушение интеллектуальной деятельности, при котором стра¬-дает абстрактное мышление, процесс рационального познания, обу--словленный нарушением памяти, утрачивается способность выделять главное и существенное, критически оценивать свое состояние.

Выделяют деменцию и олигофрению

Деменции

При деменции выделяют порциальное (лакунарное) и тотальное слабоумие.

Одним из важных признаков приобретенного слабоумия является полная или частичная малообратимая или необратимая утрата ранее приобретенных знаний и практического опыта .

При олигофрении в основе ее не распад или утрата приобретенных знаний, а недоразвитие интеллекта и познавательной деятельности в целом как результат задержки или остановки развития познавательных процессов в раннем постнатальном периоде. Основным отличительным признаком деменции от олигофрении у детей является мозаичность психических нарушений, неравномерность снижения отдельных познавательных функций, сохранность одной из них или нескольких, сохранность словарного запаса и ряда приобретенных навыков, а также несоответствие между запасом знаний и личностными расстройствами: слабость побуждений, снижение критики, утрата высших эмоций.

Важным признаком являются нарушения предпосылок интеллекта: памяти, внимания, психической активности и работоспособности, целенаправленности психической деятельности.

При лакунарном слабоумии страдают не столько высшие интеллектуальные функции: способность к абстрактному мышлению, критическая оценка и способность к анализу происходящих событий, - а более простые функции интеллекта: счет, память, внимание. Больные замечают свою несостоятельность в трудовой деятельности, критически оценивают ее и дают на это аффективные реакции. У них сохраняются прежние формы поведения, манера говорить, вести себя в обществе, говорят, что в этих случаях сохраняется «ядро личности».

Лакунарное слабоумие наблюдается в начальных стадиях церебрального атеросклероза, при сифилисе мозга, черепно-мозговых травмах.

Тотальное слабоумие описывалось обычно как паралитическое, так как чаще всего наблюдалось при прогрессивном параличе. Вначале при паралитическом слабоумии утрачивается способность к тонким дифференцировкам, затем критика к своим словам и поступкам, обнаруживается нелепое, не свойственное данной личности поведение и нетактичные, часто сексуальные высказывания. Утрачивается способность понимать и оценивать ситуацию, страдает абстрактное мышление. Индивидуальные особенности личности стираются. Больной становится грубым, эйфоричным, пропадает интерес к работе, семье. Процесс обеднения и в дальнейшем распада захватывает личность.

В детской психиатрии для оценки интеллектуальных способностей, особенно при врожденном слабоумии, используют показатели интеллектуального коэффициента (IQ), который определяется по формуле:

психический возраст / хронический возраст х 100

Психический возраст определяется по способности ребенка выполнять тесты, характерные именно для этого возраста. Если ребенок способен выполнять только тесты, которые характерны для более младшего возраста, то по этим тестам и определяется его психический возраст.

Например, если мальчик 10 лет выполняет тесты, характерные для ребенка 8 лет, то IQ = 8:10х100=75.

В детской психиатрии на основании психопатологических особенностей выделяют органическую, эпилептическую и шизофреническую деменцию.

Органическая деменция развивается как результат органического поражения головного мозга. Для нее характерен психоорганический синдром: снижение памяти, расстройства поведения и аффективные нарушения .

В раннем детском и дошкольном возрасте ведущими являются утрата или ослабление навыков опрятности и самообслуживания, моторики, нарушение речи. Иногда психическая деятельность становится нецеленаправленной, преобладает моторное возбуждение или эйфорический фон настроения.

В школьном возрасте резко снижается умственная работоспособность, выявляются недостаточность функции обобщения и замедление мыслительных процессов (брадифрения).

В препубертатном и пубертатном возрасте наблюдаются нарушения познавательной деятельности, которые сочетаются с психопатоподобными расстройствами: эмоционально-волевой неустойчивостью и расторможенностью влечений.

В., 12лет. Раннее развитие своевременное, рано сформировались навыки опрятности и самообслуживания, научился одеваться и самостоятельно есть к 3 годам. В 4 года был сбит машиной, ударился головой, несколько часов - потеря сознания. Перестал ходить, речь стала невнятной, ел только из рук персонала или матери, временами наблюдалось недержание мочи и кала. Через 2 года после травмы не мог ходить самостоятельно, навыки самообслуживания восстанавливались медленно. С трудом мог одеться самостоятельно к 10 годам. Изменился по характеру, стал упрямым, капризным, назойливым. В школе не удерживался, был стационирован в детскую психиатрическую больницу. При обследовании пассивен, речь и запас слов бедны, обратный счет не удается. Путает месяцы, не может их перечислить. Истощаем, легко раздражается, становится злобным. Критики к состоянию нет.

Эпилептическая деменция - это сочетание интеллектуальной недостаточности (страдает уровень обобщения и абстрактное мышление) с изменениями личности: эгоцентризм, инертность, аффективная вязкость, злопамятность, жестокость, мстительность, сочетающаяся с льстивостью и угодливостью. Фон настроения часто угрюмый со склонностью к взрывам агрессии. Такая клиническая картина наблюдается при раннем начале заболевания, обычно до 2-3 лет.

При злокачественном течении эпилепсии в младшем возрасте интеллектуальные расстройства трудно отличимы от олигофреноподобного дефекта.







Также в разделе: Нарушения внимания, памяти и интеллекта:
  » Расстройства памяти
  » Олигофрении
  » Расстройства внимания