Олигофрении

ребенок Олигофренией или слабоумием называют недоразвитость психики врожденного или приобретенного характера. У человека с данным диагнозом страдает интеллект, нарушены механизмы социальной адаптации, можно говорить о недостаточном развитии психики в целом. Олигофрении - это широкая группа заболеваний, нарушения в рамках которых связаны с онтогенезом (индивидуальным развитием организма).

Необходимо учитывать это при различении олигофрении и деменции: если первая представляет собой недоразвитость психики, личности и организма в целом, то деменцией называется распад ранее сформированной психической деятельности.

Понятие олигофрении

Как уже было сказано, синонимом олигофрении считается слабоумие, в первую очередь у человека страдает интеллект.

Динамика олигофрений зависит от:

  • возрастного развития,
  • декомпенсации или компенсации состояния,
  • патологических реакций на фоне возрастных кризов и различных экзогенных факторов.

Для того чтобы судить об умственной отсталости, производится количественная оценка интеллекта по стандартным психологическим тестам, в частности измеряется интеллектуальный коэффициент (IQ):

  • легкая умственная отсталость диагностируется при IQ=50-70;
  • средней тяжести умственная отсталость  - при IQ=35-50;
  • резко выраженная умственная отсталость - при IQ=20-35;
  • глубокая умственная отсталость - при IQ<20.

Олигофрения - это непременно не прогредиентный (другими словами, не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни или аномалии развития. Олигофрениями врачи НЕ называют такие состояния:

  • врожденные или возникающие в детстве прогрессирующие заболевания, сопровождающиеся слабоумием;
  • остаточные явления раннего органического поражения головного мозга с деменцией;
  • вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением речи, слуха и т. д.;
  • социальную и педагогическую запущенность в связи с истощающими неблагоприятными условиями среды и воспитания, вследствие чего дети отличаются малоодаренностью или временной задержкой развития;
  • эмоциональную депривацию.

олигофренияПричины олигофрении

Притом что соответствующий диагноз у ребенка для его родителей становится ошеломляющим ударом, необходимо понимать, что причин того, что так случилось, вовсе немного. Их разделяют на три группы:

  • наследственные, в том числе связанные с патологическим развитие родительских генеративных клеток; следствием становится болезнь Дауна, синдром Рада, микроцефалия, энзимопатии;
  • внутриутробные факторы - действуют на зародыш и плод, обычно это гормональные патологии беременности, перенесенные вирусные инфекции (в частности краснуха, токсоплазмоз), врожденный сифилис;
  • факторы перинатального, внеутробного периода (первые 3 года жизни) - асфиксия плода и новорожденного, родовые травмы, резус-конфликт и иммунологическая несовместимость по крови у матери и плода, врожденная гидроцефалия, детские инфекции, черепно-мозговые травмы.

Очень часто этиология олигофрении остается не установленной - это от 50% до 90% клинических случаев. Выделяют особую группу так называемых недифференцированных олигофрений, и этиология, и клиническая картина которых остаются для лечащих врачей не до конца установленными.

Виды олигофрении

Олигофрении - это широкая группа патологий, внутри которой существует подробная детализация заболеваний.

Олигофрения включает в себя четыре степени, о которых говорилось выше:

  • легкую принято называть дебильностью,
  • среднюю или умеренную - имбецильностью,
  • резко выраженную или тяжелую - умственной субнормальностью,
  • глубокую - идиотией.

Дебильность, имбецильность и идиотия имеют ряд отличительных признаков.

Дебильность (IQ = 50-70) характеризует следующие отклонения:

  • неспособность вырабатывать сложные понятия;
  • преобладание конкретных ассоциаций,
  • невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления;
  • отсутствие инициативы в самостоятельном обучении
  • медлительность и инертность в обучении,
  • слабость самообладания,
  • неспособность подавлять свои влечения,
  • недостаточное обдумывание своих поступков, импульсивность поведения,
  • повышенная внушаемость;
    • при этом
    • дети в достаточной степени овладевают речью,
    • их поведение вполне адекватно и самостоятельно (психика в нижних границах нормы),
    • отмечается хорошая механическая память, подражательность,
    • дети более способны овладеть конкретными знаниями, чем усвоить теорию,
    • со временем больные начинают неплохо ориентироваться в несложных бытовых ситуациях и способны вести самостоятельную жизнь,
    • удается достичь полной независимости в уходе за собой.

Имбецильность (IQ = 20-50) означает, что личность отличается умеренной умственной отсталостью:

  • способность произносить короткие фразы,
  • способность понимать несложную по смыслу речь,
  • словарный запас - 150-300 слов,
  • усвоенными элементарными знаниями в силу достаточно развитой механической памяти могут пользоваться как штампами,
  • способность испытывать привязанности,
  • развитость чувства стыда и злопамятности, стесняются своих недостатков,
  • реакция на похвалу и порицание,
  • их реакции на происходящее вполне разнообразны и вариабельны;
  • усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать,
  • неплохо ориентируются в обычной житейской обстановке;
    • при этом
    • лица не обучаемы и нетрудоспособны,
    • отмечаются крайняя несамостоятельность и плохая переключаемость,
    • им доступны элементарные акты самообслуживания,
    • их речь неграмматична и косноязычна, способны произносить несложные фразы;
    • развитие статических и локомоторных функций с большой задержкой,
    • эмоции отличаются скудностью и однообразием,
    • все психические процессы тугоподвижны и инертны,
    • обладают повышенной внушаемостью и склонностью к слепому подражанию,
    • на перемену обстановки реагируют негативно, нуждаются в постоянном надзоре и опеке.

Самая тяжелая, крайняя степень олигофрении это идиотия (IQ<20) характеризуется такими чертами:

  • полная неразвитость речи (словарный запас до 50 слов), ограничивается звуками, отдельными словами,
  • полная неразвитость мышления у больного, нет понимания обращенной к ним речи,
  • неспособность овладеть статическими и локомоторными навыками либо их запоздалое приобретение,
  • отсутствие элементарных навыков самообслуживания, невозможность их привить,
  • предоставленные самим себе, остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т. п.,
  • какая-либо продуктивная деятельность отсутствует,
  • прогресс в интеллектуальном отношении невозможен,
  • больные нуждаются в постоянном уходе и надзоре (обычно в условиях специального медицинского учреждения),
  • нередко больные не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, могут питаться только жидкой пищей,
  • часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадается под руку, упорно мастурбируют,
  • отсутствие реакции либо ее неадекватность на обычные раздражители,
  • эмоции элементарны и связаны только с удовольствием или неудовольствием, что выражается самым примитивным образом в виде возбуждения или крика,
  • легко возникает злость, проявляющаяся в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят удары),
  • имеют место грубые дефекты физического развития.
  • применяется лишь симптоматическое лечение.

Клиническая картина олигофрении

Выраженность клинической картины при олигофрении определяется степенью недоразвитости, о чем говорится выше. В то же время любому проявлению олигофрении свойственен комплекс отклонений, на основании которых возникают подозрения на соответствующий диагноз, в дальнейшем производится дифференциация. Клиническая картина олигофрении характеризуется:

  • диффузным слабоумием - страдает и познавательная деятельность, и личностное развитие;
  • признаками недоразвития интеллекта и мышления, а также другими психическими функциями, как то восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля;
  • преимущественным недоразвитием онтогенетически молодых функций - мышления и речи, а значит, неспособностью к обобщению, отвлеченным ассоциациям, преобладают сугубо конкретные связи, не выходящие за пределы привычных представлений;
  • сформированными на фоне слабого абстрактного мышления особенностями восприятия, внимания, памяти; память недоразвита;
  • задержкой физического и психического развития (статических и локомоторных функций, понимания и воспроизведения речи, интеллекта и личности ребенка);
  • пороками развития отдельных органов и систем - различными дисгенезиями и дисплазиями, наблюдающимися еще на этапе внутриутробного развития;

Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия.

Лечение олигофрений

Лечение при олигофрениях должно быть начато как можно ранее и продолжается зачастую в течение всей жизни больного. Различают специфическое, симптоматическое и лечебно-педагогическое лечение:

  • специфическое лечение применяется в случае олигофрений с установленным патогенезом и этиологией - в этом случае лечащий врач имеет преставление о том, что лежит в основе слабоумия и какие методы можно применить для максимально возможной нормализации состояния4 обычно нацелена не на устранение дефекта, а на предотвращение прогресса:
    • при ферментопатиях будет назначена диетотерапия;
    • при эндокринопатиях целесообразна гормональная терапия;
    • при врожденном сифилисе назначается схематическое лечение зависимо от степени проявления и прогрессирования клинической картины - бициллин и прочие антибиотики, рассасывающее и симптоматическое противосифилитическое лечение;
    • при токсоплазмозе и мозговых инфекциях применяют антибиотики, сульфаниламиды, дараприм повторными курсами;
    • при резус-конфликте проводят переливание крови
  • симптоматическая терапия представлена дегидратационными, рассасывающими, общеукрепляющими, противосудорожными, седативными мероприятиями и препаратами; среди медикаментов популярностью пользуются ноотропы (аминалон, гаммалон, пирацетам) и психостимуляторы (ниамид);
  • лечебно-педагогические мероприятия - едва ли не самое важное направление лечения, позволяют частично преодолеть дефекты олигофрении; подразумевается
    • олигофренопедагогика,
    • трудовое обучение,
    • профессиональное приспособление.

Особого внимания заслуживают достижения медицины и социальной адаптации больных, позволяющие преодолевать олигофренические психозы. Природа таковых часто остается неясной, это обычно специфические проявления реактивных состояний, экзогенных психозов, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза. Олигофрены в большей степени подвержены страхам, депрессиям, истериям, их сознание сужено. Нельзя обойтись без постоянного сотрудничества со специализирующимися в данной тематике психотерапевтами.

Профилактика олигофрении

Профилактика олигофрении находится сегодня на более прогрессивном уровне в связи с расширенными возможностями медико-генетического консультирования. На этапе беременности риск слабоумия у ребенка выявляется посредством генетической и ультразвуковой диагностики. Не меньшее значение имеет и профилактика краснухи, желтухи, токсоплазмоза и других агрессивных инфекций у беременной, определение резус-принадлежности крови. К профилактическим мерам относится и совершенство помощи и взаимодействия с беременными во время родовспоможения.

Большое значение имеет предупреждение инфекций и травм новорожденных и маленьких детей.

Профилактика олигофрении существенным образом зависит от социальных мероприятий, направленных на улучшение среды и воспитания. Если ранее констатировалась тенденция к отказу от таких малышей сразу после родов или позже, то сейчас при содействии квалифицированных специалистов, множественных сообществ родители обладают широкими возможностями воспитать максимально развитую при имеющихся задатках личность. Олигофрены обретают возможность претендовать на образование, лечение, социальную адаптацию и общение со сверстниками.





Также в разделе: Нарушения внимания, памяти и интеллекта:
  » Расстройства интеллекта (слабоумие)
  » Расстройства памяти
  » Расстройства внимания