Аффективные расстройства. Симптомы эмоциональных нарушений

Эмоции (от лат. emoveo, emotum - возбуждать, волновать) - реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающие значимость для него действующего раздражителя или результат собственного действия (удовольствия, неудовольствия).

Выделяют эмоции эпикритические, корковые, присущие только человеку, филогенетически более молодые (к ним относятся эстетические, этические, нравственные) и протопатические, подкорковые, таламические, филогенетически более древние, элементарные (удовлетворение чувства голода, жажды, полового чувства).

Существуют положительные эмоции, которые возникают при удовлетворении потребностей (переживание радости, воодушевления, удовольствия) и отрицательные эмоции, при которых переживается затруднение в достижении цели (огорчение, тревога, раздражение, гнев).

Кроме того, были выделены (Э.Кант) стенические эмоции, направленные на активную деятельность, борьбу, способствующие мобилизации сил для достижения цели, и астенические, обусловливающие пониженную активность, неуверенность, сомнения, бездеятельность.

Эмоции являются наиболее древними психическими функциями человека, многие эмоциональные реакции, особенно инстинктивные, человек получил от животных. У животных эмоциональные реакции возникали в связи с различными ситуациями, вызывающими реакцию страха или гнева. Если реакции эти были связаны с угрозой жизни животного, то возникала необходимость вступать в борьбу или спасаться бегством. Так как, переживая страх, животное готовилось к действию, то в процессе эволюции закрепились наиболее целесообразные вегетативные реакции, которые и обеспечивали эту деятельность.

Во время переживания страха обычно происходят перераспределение крови в организме, расширение сосудов в мышцах, сердце, легких, мозге, сужение их в коже и брюшной полости. Это обеспечивает успешное спасение бегством или меньшую кровопотерю в случае борьбы.

У человека эти вегетативные реакции утратили целесообразность, но некоторые из них сохранились в рудиментарном виде. Так, при переживании страха у человека наблюдается бледность кожных покровов, тело покрывается «гусиной кожей» - это и есть рудимент пиломоторной реакции.

Эмоции сопровождаются не только вегетативными реакциями, но и выразительными движениями. Выразительные движения могут быть адекватны переживаемой эмоции, человек может их подавить усилием воли. В ряде случаев мимика и выразительные движения не соответствуют переживаемой эмоции, например, при огорчении у человека возникает улыбка.

Под аффектом принято понимать кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности.

Выделяют физиологический аффект, например гнева или радости, не сопровождающийся помрачением сознания, автоматизмами и амнезией. Астенический аффект - быстро истощающийся аффект, сопровождающийся угнетенным настроением, снижением психической активности, самочувствия и жизненного тонуса. Стенический аффект характеризуется повышенным самочувствием, психической активностью, ощущением собственной силы.

Патологический аффект - кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающееся в концентрации сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и часто глубокий сон, частичная или полная амнезия. В ряде случаев патологическому аффекту предшествует длительная психотравмирующая ситуация и сам патологический аффект возникает как реакция на какую-то «последнюю каплю»

Под настроением понимают более или менее продолжительное эмоциональное состояние.

Филогенез чувств (по Рибо) характеризуется следующими этапами:

  • 1-й этап - протоплазматический (досознательный), на этом этапе чувства выражаются в изменениях раздражимости тканей.
  • 2-й этап - потребностей; в этот период появляются первые признаки переживания удовольствия/неудовольствия.
  • 3-й этап - так называемых примитивных эмоций; к ним относятся эмоции органического характера: боль, гнев, половое чувство.
  • 4-й этап - абстрактные эмоции (моральные, интеллектуальные, этические, эстетические).

Онтогенез эмоций

В онтогенезе эмоций выделяют четыре этапа.

  • 1-й этап (у новорожденных) характеризуется преобладанием инстинктов и прежде всего инстинкта самосохранения (включая пищевой).
  • 2-й этап - этап органического чувствования. Основой его являются переработка информации от экстра- и интерорецепторов и возникновение нестойких образных представлений о действительности с переживанием ребенком удовлетворения/неудовлетворения, приятного/неприятного и т.п. Из этих чувств формируется отношение ребенка к близким.
  • 3-й этап - развитие эпикритических эмоций (от 3-4 до 12-14 лет). Связь развивающихся эмоций с органическими потребностями преобладает еще продолжительное время, и с 10-12 лет эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение. Продолжается совершенствование эпикритических эмоций, в эмоциональных реакциях начинает преобладать корковая коррекция органических потребностей и влечений.







Также в разделе: Нарушения эмоций, воли, влечений:
  » Особенности расстройств влечений у детей и подростков
  » Аутоагрессия
  » Расстройства инстинкта самосохранения
  » Гемблинг
  » Синдромы аффективных расстройств
  » Особенности эмоциональных расстройств у детей и подростков
  » Симптомы расстройств пищевого влечения
  » «Социализированные» формы нарушений влечения
  » Интернет-зависимость
  » Зависимость от игр