Особенности эмоциональных расстройств у детей и подростков

Большинство психиатров считают, что классические формы аффективных расстройств у детей не встречаются, но имеется гамма разнообразных возрастных рудиментов как депрессивных, так и маниакальных состояний, которые различны в разные периоды развития ребенка.

Депрессивные состояния

В раннем и дошкольном возрасте депрессия проявляется в виде соматовегетативных и двигательных расстройств в соответствии с выделенными Г.К.Ушаковым периодами формирования психической деятельности.

Депрессия у детей раннего возраста проявляется вялостью, двигательным беспокойством, снижением интереса к окружающему, плачем, нарушением ритма сна, утратой аппетита. Иногда появляются стереотипные движения (яктация).

В первые годы жизни наиболее тяжелыми бывают психогенные депрессии при эмоциональной депривации, связанные с разлукой с матерью. Если это состояние затягивается, то ребенок отстает в психическом и речевом развитии, при этом используют термины «психическое истощение», «психический госпитализм», «анаклитическая депрессия». Г.Ниссен подчеркивал, что за депрессию говорят «печально-покорное» выражение лица ребенка, заторможенность и безучастность.

В.М.Башина выделяет тревожную и адинамическую депрессию у детей 1-3 лет, страдающих шизофренией. Для адинамической депрессии характерны монотонное безрадостное настроение, вялость, медлительность, однообразное поведение. Для тревожной депрессии - общее беспокойство, плаксивость, капризность, негативизм.

В дошкольном возрасте наблюдаются соматовегетативные и двигательные расстройства: нарушения аппетита, сна, энурез, вялость, заторможенность, то тревожность, то плаксивость. В психомоторике видны депрессивные переживания: страдальческое выражение лица, походка с опущенной головой, тихий голос, суточные колебания, часто наблюдаются ипохондрические жалобы, эпизоды дереализации.

В.М.Башина выделяет 6 разновидностей депрессивных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста: астеническую, стертую простую, угрюмую (брюзжащую), с сенестопатиями, с расстройствами самосознания и ажитированную.

В младшем школьном возрасте депрессивные состояния проявляются изменениями поведения: потеря интереса к играм, вялость, замкнутость, затруднения в учебе из-за нарушенного внимания. «Психические эквиваленты» в этом возрасте: энурез, снижение аппетита или повышение и как следствие ожирение, запоры, расстройства сна, кошмарные сновидения, страхи.

В пубертатном возрасте депрессивные проявления бывают более отчетливы, появляются идеи малоценности, ребенок говорит, что он «неспособный, хуже всех в классе» и т.п., в этот период возникают рудименты суицидальных мыслей («Кому я такой нужен? Зачем мне жить?») без суицидальных попыток. Иногда у ребенка, если его начинают осуждать и ругать за «безделиё», могут возникать не только суицидальные мысли, но и попытки. Двигательная заторможенность у детей встречается реже. Такие депрессивные расстройства встречаются в среднем и старшем подростковом возрасте и наблюдаются как фаза маниакально-депрессивного психоза или приступ шизоаффективного психоза.

У подростков может наблюдаться типичная картина депрессии.

Депрессии у подростков отличаются от депрессий у взрослых. Опасность суицидов в подростковом возрасте у больных с различными проявлениями депрессий делает этих больных требующими особого внимания.

Депрессии у подростков часто маскируются психопатоподобным поведением, алкоголизацией, употреблением наркотических средств, чтобы подавить тягостные, часто скрываемые переживания. Атипичность депрессий у подростков дала основание ввести понятие «подростковые депрессивные эквиваленты».

Делинквентный вариант начинается внезапно с не свойственных ранее подростку нарушений поведения.

Он становится угрюмым, конфликтует с родными и учителями, грубит, «делает на зло». Забрасывает занятия, бродит по улицам, часто оказывается в асоциальной компании, выпивает, но не испытывает эйфории.

А.Е.Личко подчеркивал, что на всем поведении лежит как бы печать отчаяния. Агрессия в отношении близких может смениться аутоагрессией и суицидальными попытками. Депрессивное состояние подростки, как правило, отрицают, настроение определяют «как обычное». Этот вариант чаще наблюдается в младшем и среднем подростковом возрасте.

Ипохондрический вариант проявляется различными ипохондрическими жалобами, имеющиеся соматические расстройства преувеличиваются, подростки охотно соглашаются на обследования, несмотря на неприятные процедуры, из-за болезни уклоняются от учебы, бездельничают, валяются в постели. Раздражительны, плаксивы, говорят только о болезни, плохое настроение объясняют соматической болезнью, не возражают, что заболели от нервов, согласны лечиться, но преувеличивают побочные действия лекарств. Этот эквивалент может наблюдаться при реактивной депрессии у астеноневротических, конформных, истероидных и психастенических акцентуациях. Может предшествовать фазам маниакально-депрессивного психоза. Наблюдается в среднем и старшем подростковом возрасте.»







Также в разделе: Нарушения эмоций, воли, влечений:
  » Зависимость от игр
  » Зависимость от компьютерных игр
  » Расстройства влечений
  » Симптомы волевых нарушений
  » Интернет-зависимость
  » Особенности расстройств влечений у детей и подростков
  » Нарушения влечений, связанные с расстройствами воли
  » Клептомания
  » Расстройства инстинкта самосохранения
  » «Социализированные» формы нарушений влечения