Заикание

Заикание - нарушение ритма, темпа и плавности речи с частыми по¬вторениями или пролонгацией звуков, слогов или слов либо частыми остановками. Заиканием страдают от 5 до 8% детей, из них относительно стойкое заикание отмечается в 1% случаев. Расстройство в 3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. У мальчиков оно более устойчиво.

Заикание обычно начинается в возрасте до 12 лет, в большинстве случаев отмечаются два уязвимых для заикания периода - между 2-4 и 5-7 годами. Оно обычно развивается в течение нескольких недель или месяцев, начинаясь с повторения начальных согласных или целых слов, которые являются началом предложения. В зависимости от преобладания характера судорог мышц, участвующих в речевом акте, выделяют клонико-тоническое заикание, при котором в начале речи отмечаются клонические судороги, переходящие в тонические. При этом виде заикания происходит повторение начальных звуков или слогов (логоклония). Тонико-клоническое заикание, наблюдающееся при преобладании тонических судорог, характеризуется нарушением ритма, плавности речи в виде запинок и остановок с частым повышением вокала и выраженными нарушениями дыхания, сопутствующими речи. Наблюдаются дополнительные движения в мышцах лица, шеи, конечностей.

Заикание может наблюдаться не постоянно. Иногда оно может отсутствовать при чтении вслух, пении, разговоре с домашними животными или неодушевленными предметами. Диагноз ставят при продолжительности расстройства не менее 3 мес.

Течение заикания обычно хроническое, с периодами частичных ремиссий. От 50 до 80% детей с заиканием, особенно в легких случаях, выздоравливают. В течении заикания выделяют 4 фазы.

1-я фаза - дошкольный период - расстройство появляется эпизодически, длительные периоды нормальной речи. После такого периода может наступать выздоровление. Во время этой фазы заикание отмечается тогда, когда дети взволнованны, огорчены или когда им нужно много говорить.

2-я фаза возникает в начальной школе. Расстройство носит хронический характер с очень небольшими периодами нормальной речи. Дети осознают и болезненно переживают свой недостаток.

3-я фаза наступает после 8-9 лет и длится до подросткового возраста. Заикание возникает или усиливается только в определенных ситуациях (вызов к доске, покупка в магазине, разговор по телефону и др.).

4-я фаза бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых.

У детей выражен страх перед заиканием, многие из них стараются избегать ситуаций, требующих речевого общения. Следствием речевого расстройства в виде заикания могут быть снижение успеваемости в школе из-за стеснительности, страха речевых нарушений, ограничения в выборе профессии, трудности в создании семьи. Заикающиеся остро ощущают нарушения своей речи. Для страдающих хроническим заиканием типичны фрустрация, тревога, депрессия.

Этиология и патогенез

Точные этиологические факторы заикания неизвестны. Существует ряд теорий, объединенных в «блок заикания» - генетическая, психогенная и семантогенная. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что заикание является генетически наследуемым неврологическим расстройством. Наследственная отягощенность встречается в 17,5% случаев невротического заикания. В основе лежит церебральная доминантность речевых центров с конституциональной предрасположенностью к развитию заикания вследствие стрессогенных факторов. Существуют данные о том, что заикание является следствием неполной специализации и латерализации языковых функций.

Среди психогений, способных провоцировать заикание, носящее название невротического, выделяют: острые (шоковые) и подострые психические травмы (испуг, внезапное волнение, разлука с родителями); изменение привычного стереотипа (помещение в дошкольное детское учреждение); конфликтные отношения в семье.

Важное значение имеет «речевой климат» в семье: перегрузка информацией, чрезмерная требовательность к речи ребенка, двуязычие, наличие заикающихся в близком окружении. Помимо невротического заикания выделяют неврозоподобное заикание, возникающее в связи с резидуально-органическими нарушениями в головном мозге. Неврозоподобное заикание развивается постепенно, исподволь на фоне задержки или недоразвития речи. Указания на психотравмирующие факторы обычно отсутствуют.

Терапия

Лечение невротического заикания должно быть ранним и комплексным, включать сразу несколько направлений.

Традиционные психотерапевтические методы (гипносуггестивный. поведенческий и др.) в лечении заикания не всегда эффективны. Предпочтительно использование специальных психотерапевтических подходов, включающих элементы различных методов. Специальные (комбинированные) методы психотерапии применяют как в индивидуальной, так и в групповой форме. У детей младшего возраста невротическое заикание легче преодолевается в специализированных логопедических группах или детских садах. Большое место в лечении занимают коллективная игровая психотерапия, логопедическая ритмика. Важное значение имеет семейная психотерапия. Наиболее типично - отвлечение внимания, внушение и релаксация. Заикающихся обучают говорить одновременно с ритмическими движениями руки и пальцев или медленно нараспев и монотонно. Современные методы, основанные на точке зрения, что заикание является формой выученного поведения, рекомендуют минимизировать факторы, усиливающие заикание, уменьшить вторичные нарушения, убедить заикающегося разговаривать, даже с заиканием, свободно, без стеснений и страха, чтобы избежать вторичных блоков. Эффективен метод саморегуляции, основанный на предпосылке, что заикание является определенным поведением, которое можно изменить. Он включает десенсибилизацию, снижающую эмоциональные реакции, страх перед заиканием, элементы аутогенной тренировки.

Медикаментозное лечение носит вспомогательный характер и направлено на купирование симптомов тревоги, выраженного страха, депрессивных проявлений, облегчение коммуникативных взаимодействий. Применяют седативные средства, в том числе фитотерапевтические, общеукрепляющие средства.

Более важное значение имеет медикаментозное лечение неврозо-подобного заикания, связанного с органической патологией головного мозга. При наличии спастических форм используют спазмолитики: мидокалм, сирдалуд, амизил. Транквилизаторы применяют с осторожностью, непродолжительными курсами. Значительный эффект приносят курсы дегидратации. При клонической форме заикания используется пантогам - от 0,25 до 0,75-3 г/сут., курсы длительностью 1-4 мес. Карбамазепины (преимущественно тегретол или финлепсин-ретард) - с 0,1 г/сут. до 0,4 г/сут. в течение 3-4 нед. с постепенным снижением дозы до 0,1 г/сут. в качестве поддерживающего лечения длительностью до 1,5-2 мес. Комплексное лечение заикания также включает физиоте- рапевтические процедуры, курсы общего и специализированного логопедического массажа.